Консультация для родителей и педагогов ясельных групп "Если малыш кусается".
консультация (младшая группа)

Зачёсова Ольга Викторовна

В данном материале рассказывается о том, что нужно делать в случае, если малыш кусает взрослых дома и сверстников в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов ясельной группы «Если малыш кусается».

Если ребенок кусает других людей (грудь мамы при кормлении, сверстников в детском саду), это не говорит о какой-то психической или неврологической болезни. Большинство детей кого-то когда-то кусали хотя бы однажды, но проблемой это становится только тогда, когда это закрепляется как плохая привычка.

Что делать, если ребенок кусается?

Ведущие медицинские организации рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная.

Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится.

Почему ребенок кусается?

Малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется.

Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс. Но если малыш еще и получает при укусе что-то хорошее извне (например, выполнили его желание), это дополнительно поддерживает поведение.

С вредными привычками нужно бороться,

а хорошие — стимулировать, поддерживать и закреплять. 

У грудничков кусание - это способ знакомства с предметами (что очень помогает при введении прикорма). Особенно активно малыши всё грызут, когда режутся зубки, и можно это уменьшить прохладными «грызунками».

Когда грудной ребенок начинает кусать грудь (или по-другому «хулиганить» при кормлении, например, щипаться, лягаться), хорошо работает простой алгоритм:

  • Плохое поведение — грудь сразу отнимается.
  • Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.
  • Возобновилось — грудь сразу снова отняли.

Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.

Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.

Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.

Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.

Что работает?

Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.

Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.

Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.

Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.

Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но, если в данный момент вы боретесь с укусами, то главное, чтобы ребёнок отучался делать это.

Подбирайте подходящее подкрепление.

Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына. Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно.

То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.

Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.

У восприятия малышей есть некоторые особенности:

  • ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически (прикройте рот ребёнка рукой), потом установите контакт и говорите.
  • не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
  • на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и, если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.

Например:

— Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?

Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.

— А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?

— Я позову маму

— Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?

— Нет

Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Как отучить ребенка кусаться?"

Почему кусаются маленькие дети? Каковы причины? Что можно с этим сделать?...

Консультация для родителей и педагогов "Артикуляционная гимнастика для малышей".

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая "перлы" чада своим родственникам и знакомым.Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не ...

консультация для родителей и педагогов " Если ребенок кусается"

Рекомендации для взрослых, что делать, если ребенок кусается......

Консультация для родителей "Что делать, если ребенок дерется, кусается в детском саду"

Чего нельзя делать, если ребенок дерется, кусается?Нельзя применять телесные наказания, это может привести к еще большей агрессии.Нельзя кусать ребенка в ответ на укус, даже играючи. Такое поведе...

Консультация для родителей дошкольников «Что делать если ребенок кусается?»

Почему ребенок кусается?Если попытаться найти ответ, можно принять правильное решение как действовать, если малыш кусается.Бесспорно, кусание — досадный тип поведения ребенка. Утешением может сл...