Консультация для родителей.
консультация (младшая группа)

Одинокова Анжела Борисовна

Причины задержки развития речи в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_zaderzhki_razvitiya_rechi_v.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Появившись  на свет, ребенок не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть языковая способность, которая позволяет в определенный период развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Реализуется языковая способность в ходе общения со взрослыми: ребенок подражает речи. При этом речь ребенка является не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством. Постепенно речь становится средством общения, познания и регуляции деятельности своей и окружающих. Обычно речь ребенка развивается естественным образом, как бы «сама по себе». Однако в ряде случаев происходит сбой в развитии речи и начинает накапливаться задержка. Необходимо заметить, что у детей раннего и дошкольного возраста речь легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Причины нарушений речи могут быть самые различные, но их можно подразделить на внутренние и внешние, на имеющие биологическую и социальную природу. Мы не будем рассматривать этот вопрос очень подробно, а остановимся лишь на основных аспектах проблемы. Для этого объединим биологические и социальные факторы, которые ведут к задержке развития речи, в две основные группы: внутренние и внешние. К внутренним факторам нарушения речи относятся: y Течение беременности и родов. Различные внутриутробные патологии, которые приводят к нарушению развития плода, недоношенность, родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Возникновению речевой патологии способствуют также токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.  y Наследственные факторы. Это различные заболевания, имеющие генетическую природу. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.  y Соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве. Если у ребенка слабое здоровье, он подолгу болеет, часто лежит в больнице, это неблагоприятно отражается на развитии его речи. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства. y Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

  Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. К таким факторам можно отнести нарушения слуха или зрения у ребенка, нарушения в строении органов артикуляции, нарушения интеллекта, внимания, памяти и другие психоневрологические проблемы у ребенка (например, повышенная нервно-психическая возбудимость) и др. y Особенности личности и мировосприятия ребенка. Замкнутый характер ребенка, нежелание общаться, аутизм или аутистические черты личности, гиперактивность и др.

К внешним факторам нарушения речи обычно относят следующие:  Плохая экология (загрязнение воздуха, воды и т.д.). Постоянно воздействующие вредоносные факторы окружающей среды.  Психическая травма. Испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье могут вызвать заикание, отказ от речи или другое нарушение.           Речевое окружение ребенка. Нарушения речи у  родителей, вследствие чего могут возникнуть дефекты речи по подражанию (например, дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др.). Воспитание слышащих детей у глухих родителей. Недостаточное речевое общение, когда родители мало говорят с ребенком, ограничиваясь лишь бытовыми ситуациями. y Несовершенство социальных условий воспитания. Отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение и др.  Педагогические ошибки. Излишне завышенные или заниженные требования к ребенку. Гиперопека, сюсюкание по отношению к подросшему ребенку и др.

Итак, мы перечислили основные причины нарушения развития речи у ребенка. Понять причины речевого отставания или другого дефекта речи важно не для того, чтобы узнать ответ на вопрос «Кто виноват?», а чтобы решить «Что делать?». Осознание причин задержанного или искаженного развития речи может помочь правильно выстроить коррекционные занятия с ребенком и таким образом максимально компенсировать дефект. И если с врожденными, биологическими факторами мы ничего не можем сделать, то социальную ситуацию развития, речевое окружение и педагогический подход мы можем пересмотреть и изменить в более благоприятную сторону как для общего развития малыша, так и для развития его речи.

Причины задержки развития речи в раннем возрасте НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Рассмотрим подробнее некоторые распространенные факторы нарушения речи и варианты их коррекции.

Педагогические ошибки. Неправильные методы воспитания могут иметь место как в семье, так и в детском учреждении. Педагогические ошибки представляют собой две крайности: либо это недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопека. Представьте ситуацию: с ребенком почти не разговаривают, общение сводится лишь к простейшим бытовым моментам, малышу не читают книжки, не играют и не занимаются с ним, большую часть времени он предоставлен самому себе. А вот другая ситуация: о ребенке излишне заботятся, но забота эта заключается не в организации полноценного общения, развивающей среды и интересных игр, а прежде всего в организации бытового благополучия — ребенок должен быть наилучшим образом накормлен, одет и устроен, при этом взрослые стараются предугадать и выполнить все желания ребенка. Можно говорить, что и в том, и в другом случае не созданы благоприятные условия для развития речи, поэтому в определенный момент речь может задержаться в своем развитии. У малыша не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя и в лучшем виде. А если ребенок склонен к упрямству, своеволию, истерическим реакциям, проявления недоразвития будут только усугубляться этими личностными особенностями ребенка. Подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера, и при своевременно начатой работе и изменении условий воспитания и обучения ребенка обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи. Если же у ребенка наблюдается недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи, это может проявляться в задержке развития речи, несформированности или недостаточности фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, тем более если имеют место неврологические заболевания, психотравмы. Такое недоразвитие требует не только изменения условий воспитания, но и помощи специалистов: наблюдение у психоневролога, при необходимости прием медикаментов, консультации или регулярные занятия у логопеда или коррекционного педагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...