ЧТО ПОЛЕЗНОГО ЭКСКУРСИИ МОГУТ ДАТЬ ДЕТЯМ?
консультация (подготовительная группа)

Парсамян Елена Дантоновна


Какая огромная у нас страна! Как много в ней красивых и интересных мест! Экскурсии – очень хороший способ с ними познакомиться. Что же экскурсии могут дать для развития и воспитания детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakaya_ogromnaya_u_nas_strana.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:


Какая огромная у нас страна! Как много в ней красивых и интересных мест! Экскурсии – очень хороший способ с ними познакомиться. Что же экскурсии могут дать для развития и воспитания детей?

1. Патриотическое воспитание, формирование гражданской идентичности и ценностных ориентаций

Любовь к родной стране и своей малой Родине, уважение к памяти предков, бережное отношение к природе, интерес к научному познанию мира – возможности экскурсий поистине неисчерпаемы! Знакомясь с природой родного края, его историей, традициями и культурой, дети начинают ощущать причастность к судьбе своего народа, своей страны. Слушая восхищенный рассказ экскурсовода о достопримечательностях города, о красоте природы родных мест, о достижениях выдающихся земляков, ребёнок начинает испытывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, начинает ощущать себя гражданином, ценящим и уважающим Родину.

Дорогие родители, обсуждайте с детьми, увиденное и услышанное на экскурсии, давайте свою оценку тому, что происходило на ней. Ценностные ориентации ребёнка формируются в единстве познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Ребёнок:

Узнает что-то новое и интересное для него;
Испытывает при этом позитивные эмоции, которые вы с ним обсуждаете;
Получает пример того, как надо себя вести в ситуации знакомства с природой, искусством, производством, музыкой.
Ценностные ориентации – это то, что будет вести ребёнка по жизни, его внутренний стержень, обеспечивающий устойчивость его личности, задающий определённый тип поведения – поведения гражданина, ценящего и любящего свою Родину, уважающего окружающих людей, почитающего родителей, стремящегося приносить пользу обществу.

2. Социализация, усвоение правил поведения в обществе, социальных норм

Перед экскурсией с ребёнком необходимо проговорить правила поведения в транспорте, музее, на природе, обязательно поясняя, что все правила существуют:

Для безопасности (например, слушать и выполнять указания экскурсовода или инструктора, идти только безопасной дорогой, не трогать что-либо без разрешения);
Для удобства самого ребёнка и окружающих его людей (например, говорить тихо, не мусорить, задавать вопросы только после разрешения экскурсовода).
Следуя этим простым указаниям, наблюдая за поведением взрослых, в том числе и родителей во время экскурсии, ребёнок становится более дисциплинированным, уверенным в себе, ему становится всё легче осваиваться в незнакомом месте, проще устанавливать контакты с людьми.

3. Развитие коммуникативных навыков

В ходе экскурсии дети учатся слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, высказывать свое мнение и выслушивать мнение других экскурсантов, делиться впечатлениями с окружающими, обсуждать увиденное и услышанное.

4. Получение положительных эмоций и развитие эмоционального интеллекта

Экскурсия может предоставить ребёнку целую гамму позитивных эмоций: радость познания, удивление, удовлетворение любопытства, восторг от красоты, проявление интереса, вдохновение.

Очень важно, чтобы родители замечали и называли те эмоции, которые испытывает сын или дочь:

Я вижу, что ты был рад увидеть своего любимого сказочного героя.
По-моему, тебе было очень интересно в музее…
Ты тоже удивился, когда узнал, сколько лет этому дереву?
Музыка, которую мы сегодня услышали, вдохновляет, правда?
Так ребёнок учится понимать, какие чувства он испытывает, начинает распознавать чувства других людей.

5. Развитие творческого потенциала

Экскурсия может пробудить в ребёнке интерес к какому-либо творчеству. Юного экскурсанта может захватить музыка или архитектура, живопись или театральное искусство.

Даже небольшая экскурсия может стать источником увлечения, а то и идеей будущей профессии. На некоторых экскурсиях детям и взрослым предлагаются интереснейшие мастер-классы, где под руководством специалиста можно самому расписать тарелку, приготовить что-то вкусное, вылепить из глины забавную лошадку, поиграть на необычных музыкальных инструментах.

По возвращении домой можно совместно с ребёнком:
Сочинить маленький рассказ или сказку по мотивам экскурсии;
Нарисовать иллюстрации, сделать фотоколлаж или карту маршрута;
Смастерить что-то интересное из собранных природных материалов (ярких листьев, желудей, веточек, разноцветных камушков).
Такие занятия очень сплачивают семью и оставляют приятные воспоминания на всю жизнь.

6. Способ организации свободного времени без гаджетов

Экскурсия – очень подходящий повод для того, чтобы «вытащить» ребёнка из виртуального мира. Это возможность показать красоту и многообразие мира реального.

Пусть он убедится, что живописные озера, горные реки, золотые купола храмов, величественные дворцы, уютные улочки маленьких городов не идут ни в какое сравнение с фотографиями на экране планшета. Только реальная красота природы, города завораживает, даёт ресурсы, преображает и вдохновляет.

7. Стремление к открытию чего-то нового, получению новых знаний

Дети, как известно, активно познают мир, а экскурсия даёт возможность познавать его через все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. На многих экскурсиях ребятам разрешается потрогать изучаемый объект, рассмотреть его со всех сторон, послушать о его свойствах, а может быть даже и понюхать. Чем больше органов чувств задействовано, тем лучше запоминается изучаемое.

Узнав что-то интересное и новое, ребёнок получает импульс к получению всё новых и новых знаний о заинтересовавшем его объекте. Воспользоваться этими знаниями он может, например, в учебной деятельности, занимаясь, скажем, школьным проектом, а может и пронести их через всю жизнь, если интересная экскурсия повлияла на выбор профессии.

8. Углубление имеющихся знаний, расширение кругозора

Правильно выбранные экскурсии позволяют дополнить знания, полученные ребёнком на занятиях в детском саду или на уроках в школе, колледже. История и география, химия и астрономия, литература и физика – к любому школьному предмету можно подобрать экскурсию, раскрывающую по-новому рассказанное на уроке или на страницах учебника.

Хорошая экскурсия позволяет «погрузиться» в изучаемое событие или явление, посмотреть на него под другим углом, даёт наиболее яркие впечатления, «оживляя» страницы учебника. Детям предоставляется возможность увидеть, как знания, полученные на занятиях, «работают» в реальной жизни.

Интересных вам экскурсий, дорогие друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная образовательная ситуация " Как полезные предметы могут стать опасными"

Здесь вы можете ознакомиться с этапами применения метода ЛООС в образователном процессе....

Экскурсия " Не забыть нам этой даты"

Воспитание патриотизма начинается с малых лет. Целевые экскурсии  развивают познавательную активность, нравственно- патриотические чувства у дошкольников....

Могут ли быть полезны мультфильмы?

Консультации для родителей...

Проект: «Могут быть полезны деткам эти вкусные конфетки»

Все дети и многие взрослые очень любят сладкое. Любят его больше, чем любую другую даже очень вкусную пищу. Если у ребёнка есть выбор между конфетой и фруктами, овощами, ягодами, супом или мясом, он в...

Экскурсия в пожарную часть города. Цель экскурсии – Дать представление о городской пожарной части. Познакомить детей с назначением и строением пожарной машины. Научить детей избегать возникновения пожаров.

В современном обществе приоритетной задачей является – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Важно научить ребёнка уже в дошкольном возрасте правильно действовать в различных жизненных сит...

Экскурсия "Не забыть нам этой даты..."

Цель: познакомить детей с памятником героям, погибшим в Великой Отечественной войне; расширять представления детей о воинах-защитниках; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защища...

Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.

Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....