Консультация для родителей: Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Бахтина Алина Аликовна

Если же человек понимает, что, принимая самостоятельные решения, он берет на себя и ответственность за них, он начинает относиться к ним более обдуманно. Все эти проблемы особенно актуальны в наше время, которое требует активных, инициативных и грамотных людей. Для этого необходимо воспитывать у детей самостоятельность и ответственность уже с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание самостоятельности у детей среднего возраста»

Консультацию подготовила:

воспитатель МАДОУ

 города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

 Бахтина Алина Аликовна

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда он начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».


Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; 

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; 
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; 
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); 
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности; 
• умение переносить известные способы действий в новые условия. 

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). 

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых. 

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.«Я сама» И. МуравейкаДавай будем одеваться…Я сама! Я сама!Пойдем, будем умываться…Я сама! Я сама!Ну идем, х...

Консультация для родителей Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с...

Консультация для родителей: "Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...

Консультация для родителей " Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

quot;Воспитание самостоятильности у детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

   Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выпо...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Дети с раннего возраста очень активны . Необходимо развивать эту активность, направлять её в нужное русло. Кому из вас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. "Я сам&quo...