Консультация для родителей "Кризис 3-х лет"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Кризис 3-х лет
Кризис 3-х лет само по себе название условное и не имеет четкой привязанности к точному возрасту. Ошибочно думать, что ровно в три года у ребенка резко изменится поведение. Начало может варьироваться. У некоторых детей кризис начинается раньше трех лет, у других – гораздо позже. В среднем первые симптомы появляются в возрасте 2,5-3,5 лет. Длительность и степень выраженности кризиса зависит от многих факторов. Но во главе стоят: темперамент ребенка, стиль родительского воспитания и особенности эмоционального взаимодействия между матерью и ребенком.
Симптомы
- Ребенок становится очень вспыльчивым без видимого повода.
- В общественных местах, особенно в магазинах, незамедлительно требует покупки желаемого. В случае отказа закатывает истерики, добиваясь привлечения внимания. Родители отмечают, что поведение мгновенно меняется при выполнении его требования.
- Родители подмечают чрезмерное проявление самостоятельности( пытается самостоятельно одеваться, купаться, на улице убегать в противоположном направлении и т.д.).
- Каждая просьба сопровождается ярким протестом.
- Любое столкновение с трудностями вызывает чрезмерное огорчение и агрессию (может ударить маму, бросает игрушки или первое, что попадается в поле зрения).
- Прежние модели поведения в сложных ситуациях перестают работать.
Все эти поведенческие особенности характеризуют поведение симптомов кризиса трех лет из-за семи ярких проявлений в детском поведении.
Негативизм
Ярким проявлением является отрицание просьб и требований взрослых, стремление сделать всё наоборот. Складывается впечатление, что ребенок делает всё назло.
Детский негативизм- это отрицание ребенком требований взрослого. При негативизме ребенок отказывается от просьбы не потому, что он этого не хочет, а потому что именно об этом его попросил взрослый. Иными словами, негативная реакция проявляется не на содержание действия, а именно на предложение, поступающее от взрослого.
Упрямство
Данный симптом проявляется стойким желанием ребенка отстаивать свою позицию, даже если он не хочет этого делать, загоняя себя в ловушку. Родители могут путать такое поведение с настойчивостью, но принципиальным отличием является мотив. При упрямстве важно выполнение требования, даже если оно идёт вразрез с желанием. Ребенок не может изменить первоначальное решение, несмотря на доводы и убеждения взрослых.
Например, одна из частых ситуаций, которая демонстрируется упрямство во всей красе: ребенок очень сильно устал и хочет спать, но упрямится и стойко отказывается, продолжая играть, даже если ему уже не сильно хочется, вопреки доводам и уговорам мамы.
Строптивость
Ключевой симптом кризиса трех лет проявляется стремлением малыша противостоять принятым нормам поведения в семье.
Строптивость может выражаться в отказе от мытья рук перед едой, в недовольстве от совместного ужина с членами семьи. Ещё одно частое проявление- протест против того, чтобы мама брала его за руку во время прогулки. Взрослые подмечают, что в этот период ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше.
Своеволие
Многие взрослые особенно хорошо знакомы с данным проявлением. Период «Я САМ» всецело захватывает ребенка, часто обозначая начало кризиса. Это выражается в высокой потребности делать все самостоятельно. Порой гипертрофированная самостоятельность может быть даже опасной. Запрет со стороны взрослого на проявление самостоятельности воспринимается очень остро. Поскольку дети в силу возраста не всегда оценивают собственные возможности адекватно, при неудачной попытке выполнить что-либо самому быстро разочаровываются и болезненно реагируют.
Протест- бунт
Данное состояние характеризуется частыми конфликтами детей с родителями. Известный психолог Л.С. Выготский описывал это как : «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Регулярность ссор откладывает определенный отпечаток на детско-родительских отношениях. У детей поведенческая реакция проявляется агрессией, раздражением, особенно если взрослые грубо противостоят «новому» поведению ребенка.
Обесценивание
Этот неприятный симптом кризиса проявляется потерей привязанности с тем вещам и ценностям, которые были очень важны для ребенка.
Например, любимая игрушка становится плохой, а любимое блюдо – невкусным. Лексикон пополняется обидными словами в сторону взрослых, тем самым подрывая родительский авторитет. Иными словами, обесценивается все то, что было дорого и близко ребенку.
Деспотизм
Заключительным симптомом возрастного кризиса выражается в деспотичном поведении. Малыш пытается командовать взрослыми, навязывая свои правила поведения. Например, запрещает входить или, наоборот выгоняет взрослого из комнаты. Настаивает на выборе одежды, игнорируя замечания. В семьях, где несколько детей, от ревностно воспринимает братьев или сестер, запрещая родителям уделять им внимание или перетаскивает всё одеяло на себя, добиваясь конечной цели – положения господства над окружающими.
Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к этому ещё не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.
Принципы повеления родителей
- Обращайтесь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения ( «Иди кушать», а в виде вопроса «Ты будешь кушать рисовую или гречневую кашу?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать от него).
- Ведите себя с ребенком, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите : «Спасибо», если малыш оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите хороший пример для подражания.
- Направляейте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно, используйте игру для сглаживания кризисных моментов).
- Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а также здоровья и безопасности других людей- будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!
- Если ребенок стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
- Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите её, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы очень подробно разжевали. Скорее всего, придётся не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.
- Не пытайтесь что-либо внушать – это бесполезно, ругать не имея смысла.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если вы сказали нет- оставайтесь при этом мнении.
- Не сдавайтесь , даже если приступы протекают в общественном месте- помогает одно -взять за руку и увести.
- Истеричность и капризность требуют зрителя, не прибегайте к помощи посторонних «Смотрите, как плохая девочка».
- Не усложняйте причины капризов- возможно ребенок проголодался или ему жарко, избегайте переутомления- нервная система ещё неустойчива, возбуждение преобладает над торможением и ребенку трудно контролировать свое поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_3-h_let.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Кризис 3-х лет
Кризис 3-х лет само по себе название условное и не имеет четкой привязанности к точному возрасту. Ошибочно думать, что ровно в три года у ребенка резко изменится поведение. Начало может варьироваться. У некоторых детей кризис начинается раньше трех лет, у других – гораздо позже. В среднем первые симптомы появляются в возрасте 2,5-3,5 лет. Длительность и степень выраженности кризиса зависит от многих факторов. Но во главе стоят: темперамент ребенка, стиль родительского воспитания и особенности эмоционального взаимодействия между матерью и ребенком.
Симптомы
- Ребенок становится очень вспыльчивым без видимого повода.
- В общественных местах, особенно в магазинах, незамедлительно требует покупки желаемого. В случае отказа закатывает истерики, добиваясь привлечения внимания. Родители отмечают, что поведение мгновенно меняется при выполнении его требования.
- Родители подмечают чрезмерное проявление самостоятельности( пытается самостоятельно одеваться, купаться, на улице убегать в противоположном направлении и т.д.).
- Каждая просьба сопровождается ярким протестом.
- Любое столкновение с трудностями вызывает чрезмерное огорчение и агрессию (может ударить маму, бросает игрушки или первое, что попадается в поле зрения).
- Прежние модели поведения в сложных ситуациях перестают работать.
Все эти поведенческие особенности характеризуют поведение симптомов кризиса трех лет из-за семи ярких проявлений в детском поведении.
Негативизм
Ярким проявлением является отрицание просьб и требований взрослых, стремление сделать всё наоборот. Складывается впечатление, что ребенок делает всё назло.
Детский негативизм- это отрицание ребенком требований взрослого. При негативизме ребенок отказывается от просьбы не потому, что он этого не хочет, а потому что именно об этом его попросил взрослый. Иными словами, негативная реакция проявляется не на содержание действия, а именно на предложение, поступающее от взрослого.
Упрямство
Данный симптом проявляется стойким желанием ребенка отстаивать свою позицию, даже если он не хочет этого делать, загоняя себя в ловушку. Родители могут путать такое поведение с настойчивостью, но принципиальным отличием является мотив. При упрямстве важно выполнение требования, даже если оно идёт вразрез с желанием. Ребенок не может изменить первоначальное решение, несмотря на доводы и убеждения взрослых.
Например, одна из частых ситуаций, которая демонстрируется упрямство во всей красе: ребенок очень сильно устал и хочет спать, но упрямится и стойко отказывается, продолжая играть, даже если ему уже не сильно хочется, вопреки доводам и уговорам мамы.
Строптивость
Ключевой симптом кризиса трех лет проявляется стремлением малыша противостоять принятым нормам поведения в семье.
Строптивость может выражаться в отказе от мытья рук перед едой, в недовольстве от совместного ужина с членами семьи. Ещё одно частое проявление- протест против того, чтобы мама брала его за руку во время прогулки. Взрослые подмечают, что в этот период ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше.
Своеволие
Многие взрослые особенно хорошо знакомы с данным проявлением. Период «Я САМ» всецело захватывает ребенка, часто обозначая начало кризиса. Это выражается в высокой потребности делать все самостоятельно. Порой гипертрофированная самостоятельность может быть даже опасной. Запрет со стороны взрослого на проявление самостоятельности воспринимается очень остро. Поскольку дети в силу возраста не всегда оценивают собственные возможности адекватно, при неудачной попытке выполнить что-либо самому быстро разочаровываются и болезненно реагируют.
Протест- бунт
Данное состояние характеризуется частыми конфликтами детей с родителями. Известный психолог Л.С. Выготский описывал это как : «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Регулярность ссор откладывает определенный отпечаток на детско-родительских отношениях. У детей поведенческая реакция проявляется агрессией, раздражением, особенно если взрослые грубо противостоят «новому» поведению ребенка.
Обесценивание
Этот неприятный симптом кризиса проявляется потерей привязанности с тем вещам и ценностям, которые были очень важны для ребенка.
Например, любимая игрушка становится плохой, а любимое блюдо – невкусным. Лексикон пополняется обидными словами в сторону взрослых, тем самым подрывая родительский авторитет. Иными словами, обесценивается все то, что было дорого и близко ребенку.
Деспотизм
Заключительным симптомом возрастного кризиса выражается в деспотичном поведении. Малыш пытается командовать взрослыми, навязывая свои правила поведения. Например, запрещает входить или, наоборот выгоняет взрослого из комнаты. Настаивает на выборе одежды, игнорируя замечания. В семьях, где несколько детей, от ревностно воспринимает братьев или сестер, запрещая родителям уделять им внимание или перетаскивает всё одеяло на себя, добиваясь конечной цели – положения господства над окружающими.
Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к этому ещё не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.
Принципы повеления родителей
- Обращайтесь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения ( «Иди кушать», а в виде вопроса «Ты будешь кушать рисовую или гречневую кашу?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать от него).
- Ведите себя с ребенком, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите : «Спасибо», если малыш оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите хороший пример для подражания.
- Направляейте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно, используйте игру для сглаживания кризисных моментов).
- Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а также здоровья и безопасности других людей- будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!
- Если ребенок стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
- Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите её, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы очень подробно разжевали. Скорее всего, придётся не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.
- Не пытайтесь что-либо внушать – это бесполезно, ругать не имея смысла.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если вы сказали нет- оставайтесь при этом мнении.
- Не сдавайтесь , даже если приступы протекают в общественном месте- помогает одно -взять за руку и увести.
- Истеричность и капризность требуют зрителя, не прибегайте к помощи посторонних «Смотрите, как плохая девочка».
- Не усложняйте причины капризов- возможно ребенок проголодался или ему жарко, избегайте переутомления- нервная система ещё неустойчива, возбуждение преобладает над торможением и ребенку трудно контролировать свое поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....