Кейс консультационного материала для родителей детей дошкольного возраста (по здоровому образу жизни)
консультация
Консультирование родитлей по вопросам ведения здорового образа жизни дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keis.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
Кейс консультационного материала для родителей
детей дошкольного возраста
(по здоровому образу жизни)
Воспитатель:
Мухамаева Регина Рифяновна
г. Сургут, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаем вашему вниманию практические кейсы для работы с родителями.
Сегодня проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровыми нотации и поучения не приносят успеха. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Использование кейс-технологии призвано помочь родителям.
Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для осмысления реальной проблемы.
Картотека №1
«Игры на формирование здорового образа жизни»
Возрастные группы | |||
Младший дошкольный возраст 3-4 года | Средний дошкольный возраст 4-5 лет | Старший дошкольный возраст 5-6 лет | Старший дошкольный возраст 6-7 лет |
«Оденем куклу на прогулку» Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. | «Умею - не умею». Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства. | «Полезные и вредные продукты» Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье | «Что такое хорошо, что такое плохо» Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека |
«Азбука здоровья» Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. | « Угадай, кто позвал?» Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей. | «Полезная и вредная еда» Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. | «Что ты знаешь» Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память. |
«Сложи картинку» Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. | « Найди пару». Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами). | «Пищевое лото» Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку. | « Подбери предметы» Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью. |
«Угадай на вкус» Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать. | Если сделаю так. Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность. | «Путешествие хлебного комочка» Цели: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания. | « Как вырасти здоровым» Цель: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, быстроты реакции. |
«Угадайка» Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя | «Этикет – школа изящных манер». Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами. | « Что ты знаешь» Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации; | «Этикет – школа изящных манер» Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами. |
«Вымоем куклу» Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. | « Отгадай загадку по картинке». Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание. | «Мой день». Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду. | «Найди опасность» Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними. |
«Поможем Мойдодыру» Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни | Найди опасные предметы. Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними. | Скорая помощь. Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи. | «Мой день». Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду. |
«Чем мы слушаем» Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств, развивать логическое мышление. | «Мой день». Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду. | Наши помощники – растения. Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. | «Если сделаю так» Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность. |
«Запомни и покажи» Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание. | Опасно – не опасно. Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения ; воспитывать чувство взаимопомощи. | Путешествие в страну здоровья. Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. | «Что такое хорошо, что такое плохо» Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью. |
Картотека №2
«Дидактические игры и игровые упражнения по формированию знаний у детей о ЗОЖ»
№1 Игра «Мое лицо»
Цели. Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.
Материал. Разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.
Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо, дают описательный рассказ о лице, его форме и т. д.
№2 Игра «Чистые руки»
Цели. Обучать последовательности действий процесса умывания. Активизировать словарь: мыло, мочалка щетка полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.
Материал. Картинки с правилами, предметами туалета; мелкие игрушки; объемные фигурки животных; предметы труда.
Содержание. 1-й вариант — воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.
2-й вариант — воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).
№3 Дидактическая игра «Умею - не умею»
Цели. Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.
Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например, «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги». «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
№4 Дидактическая игра «Найди пару»
Цель. Упражнять детей в подборе одинаковых пластин сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Содержание. Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же
Примечание Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.
№5 Дидактическая игра «Определи на ощупь»
Цель. Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета
Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно | показав его остальным детям За каждый правильный ответ вручается фишка.
№6 Дидактическая игра «Все помощники важны, вес помощники нужны, а кому какой нужнее?»
Цели. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.
Содержание. Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно (Например, к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос). Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.
Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.
№7 Игровое упражнение
«Кто быстрее сосчитает пуговицы»
Цель. Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.
Содержание .
Ребенку предлагают сосчитать количестве пуговиц на своей рубашке (кофте, платье, пальто, шубе) - двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них.
Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каких случаях получается считать быстрее и почему.
№ 8 Игровое упражнение «Поговорим без слов»
Цель. Упражнять Детей в понимании смысла некоторые жестов, позы, мимики человека.
Содержание. Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза –и пр. ), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). 3aтем ребятам дается задание привести примеры использования; различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.
№ 9 Игровое упражнение «Послушаем свой организм»
Цель. Познакомить детей с элементарными приемам: релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.
Содержание. Воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому, как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии, и т. п.).
№10 Дидактическая игра «Определи по звуку»
Цель. Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.
Содержание. Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
№11 Дидактическая игра «Угадай, кто позвал» («Кто сказал „мяу"?»)
Цель. Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Содержание Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (или произнес слово «мяу»). В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен
Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.
№12 Музыкально-дидактическая игра «Отгадай, где путешествовал Мишка»
Цель. С помощью магнитофонных записей упражнять детей в восприятии различных звуков.
Содержание Детям предлагается прослушать записи шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом и автомобилем, шум морского прибоя и т.п. Ребята должны угадать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.
№ 13 Дидактическая игра «Не пропусти свой звук»
Цели. Развивать фонематический слух детей.
Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут) Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р]. [о], [у] и т д.). В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.
№14 Игровое упражнение «Скажи тихо, громко.
Когда лучше слышно и почему?»
Цели. Развивать слух детей. Активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь. Формировать культуру речи.
Содержание. Водящий становится на расстоянии 3-4 метров от других детей и подает команды игрокам, периодически меняя силу голоса. Дети выполняют команды. Потом взрослый выясняет, почему некоторые команды дети выполняли неправильно. Ребята приходят к выводу что произносить команды нужно громко, четко. А помогали им расслышать команды уши.
№15 Игровое упражнение «Чьи глаза тебе помогут?»
Цель. Закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов.
Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку ситуацию, для решения которой он имеет право использовать глаза любого животного (пройди по темной пещере, посчитай бисер, достань с морского дна жемчужину и т. П.).
№16 Дидактическая игра «Что можно кусать зубами?»
Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.
Содержание. Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты (Например, камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. Д. ). Дети говорят -да- и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят -нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рубрика "Здоровье" "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (О двигательной активности дошкольников)
Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие. Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фо...
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье!»
. Выполняя проект, дети познакомятся с правилами организации здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучат организм человека. Кроме того, проект поможет детям сделат...
Презентация на тему: "Необходимость формирования здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни".
Здоровье - это состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. В презентации раскрываются ус...
Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)
Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» средний возраст...
«Использование игрового пособия «Лесенка Здоровья» как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Мастер-класс по использованию дидактического пособия....