Консультация учителя-логопеда для родителей «Без грамматики правильно говорить не будешь»
консультация

Жижина Ольга Владимировна

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_rod._ot_sada.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Консультация учителя-логопеда  для родителей

«Без грамматики правильно говорить не будешь»

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни. В этот период, в возрасте около полутора лет, ребенок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами (предложениями). Именно, в связи с этим у него и возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения какой- то законченной мысли.

К трем годам ребенок овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка:

- усваивает падежные окончания;

- усваивает некоторые формы глагола;

- начинает согласовывать прилагательные с существительными;

-используют простые распространенные предложения с наиболее употребляемыми предлогами (-на, в, под);

- бессоюзные сложносочиненные предложения.

        В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна. Хотя он, верно, связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»). Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляются еще очень редко. К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

К четырем годам речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще не достаточна точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении.

Насколько интенсивно пополняется словарь ребенка, настолько качественнее овладевает ребенок грамматическим строем языка.

На вопросы взрослых дети все чаще отвечают развернутыми фразами, состоящими из 4-х и более слов. В речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.                                                                              

На четвертом году зарождается словообразование и словотворчество, которое происходи в тесной связи с обогащением словаря.

Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно в данный период развитие звукопроизношения. Дети продолжают активно изменять слова по числам, родам, падежам.

К пятому году продолжается развитие и закрепление в речи грамматических категорий и форм (изменение слов по числам, падежам и родам), возникает «словотворчество», рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают допускать грамматические ошибки.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью.

В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем в полной мере и пользуется им достаточно свободно.

 В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет Р.п. существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей – учитель, читает книги – читатель, строит дома – строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа – железный, банка из стекла – стеклянная).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:

Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: ребенку предлагается ответить на вопрос: «Хвост собаки чей? …собачий».

Грива лошади чья?…лошадиная, нос льва чей?..., ружье охотника чьё? 

Игра «Один – Все»

Цель: образование множественного числа существительных именительного падежа.

Ход игры: взрослый называет один предмет, а ребенок называет предметы если они все вместе? Окно - …окна, ухо – уши, стул - …, друг -…и т. д. 

Игра «Много чего?»

Цель: образование множественного числа существительных родительного падежа.

Ход игры: предлагаем ребенку продолжить предложение, используя слово много: Помидор, а …много помидоров. Одна лошадка, а …много лошадок.

Одно яблоко, а …много …и т. д. 

Игра «Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Ход игры: предлагаем ребенку назвать данное вами слово по- другому, т. е. ласково, по-доброму. Щенок – щеночек, зима – зимушка, скворец – скворушка и т. д.

Игра «1-2-5»

Цель: согласование существительных и числительных.

Ход игры: предложите ребёнку пересчитать предметы по схеме 1, 2, 5. 

Одна рыбка, две рыбки, пять рыбок. Одно яйцо, два яйца, три яйца.

Игра «Жадина и щедрый».

Цель: согласование существительных с притяжательными местоимениями.

Ход игры: попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? – Корова моя. Чей поросенок? – Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? – Корова твоя (или ваша)».

Игра «Из чего какой»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: взрослый называет предмет и материал, из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное, характеризующее этот предмет.

Дом из камня – каменный, чашка из фарфора –фарфоровая, солдатик из олова –оловянный.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: согласование прилагательных с существительными.

Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        

Игра «Скажи одним словом»

Цель: образование сложных прилагательных.

Ход игры: взрослый прилагает закончить предложение.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

• Верьте в силы ребенка!

• Обучайте в игре!

• Умейте выслушать ребенка.

• Следите за речью ребенка, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков, исправлению грамматических ошибок!

• Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания

взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки

работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.

Материал подготовила: учитель-логопед Жижина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите ребенка правильно говорить"

В данной консультации представлены практические материалы для развития у детей правильного звукопроизношения ( игры, стихи, чистоговорки, упражнения) в домашних условиях....

Консультация для педагогов на тему: "Дышим правильно - говорим красиво".

В данной консультации представлены игры на формирование правильного речевого дыхание, которое имеет огромное значение при постановке звуков....

Рекомендации для родителей на тему "Без грамматики правильно говорить не будешь".

Знакомьте детей с предлогами, учите их использоать праильно....

Консультация "Как научить детей свободно и правильно говорить"

Очень важно в дошкольный период научить детей свободно и правильно говорить. Необходимо больше внимания уделять развитию речи  детей младшего возраста. Ведь истина в том, что именно этот возраст ...

Консультация для родителей: «Учим детей правильно говорить»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Звездочка» Консультация для родителей: «Учим детей правильно говорить» Автор: Семидетнова А. В., воспитатель первой квалификаци...

"Без грамматики правильно говорить не будешь»

Консультация для родителей. Игры с детьми дома....