Консультация для родителей "Социальные роли и место ребенка в семье"
консультация
Консультация для родителей об особенности отношений к ребенку и важности здорового эмоционального микроклимата в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Социальные роли и место ребенка в семье" | 272.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Социальные роли и место ребенка в семье
Там, где нет мудрости родительского воспитания,
любовь матери и отца уродует детей.
В.С. Сухомлинский
Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье.
Каждый член семьи играет определенную роль. Папа играет роль «Папы» - добытчика, защитника. Мама играет роль «Мамы» - хранительницы семейного очага». Дети тоже играют свою важную роль – роль «Ребенка». Но иногда родители, осознанно или нет, наделяют детей другими обязанностями. Давайте разбираться какие это могут быть роли и к чему они приводят.
1. Кумир – мамино и папино сокровище. Вся семья старается выполнять прихоти ребенка, ведь он самый лучший, самый умный, самый…, самый. Даже в случае недопустимого поведения, ребенку находят оправдание.
В итоге:
- формируются такие качества как хитрость, изворотливость, высокомерие;
- став взрослее, ребенок понимает, что не все относятся к нему с поклонением, что он не самый, самый. Может появится озлобленность, скрытность.
2. Паинька – зная, что является предметом родительской гордости, старается на отлично выполнять родительские поручения. Следовать всем советам и поучениям. Беспрекословно соблюдает приличия и демонстрирует воспитанность.
В итоге:
- теряется индивидуальность, творческие способности;
- став взрослее, ребенок захочет вырваться из повиновения (даже с совершением противоправных поступков);
- в протест - вероятное приобщение к молодежным субкультурам.
3. Делегат – на этого ребенка повесили роль «вундеркинда». Благодаря такому ребенку, семья демонстрирует себя как успешную социальную единицу. От своего чада родители ждут воплощение собственных несбывшихся надежд.
В итоге:
- теряется индивидуальность, творческие способности;
- став взрослее, ребенок не понимает, что нужно именно ему, кем он хочет стать и чем заниматься;
- если впоследствии, ребенок выбирает профессию, навязанную родителями, он не чувствует от работы удовлетворения.
4. Ребенок-собственность. Такое наблюдается в семьях с авторитарным воспитанием. Личность ребенка полностью подавляется. Он должен беспрекословно выполнять волю родителей.
В итоге:
- постоянное нервное напряжение ребенка и боязнь несоответствия требованиям родителей;
- подавление детской индивидуальности;
- непонимание между родителями и детьми.
5. Золушка. Ребенка периодически обижают, унижают, такие дети не знают заботы, любви, их зачастую противопоставляют другим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и понравиться родителям, но никогда не получает поощрения.
В итоге:
- ребенок чувствует себя обузой;
- со временем у ребенка формируется обида, потом озлобленность;
- заниженная самооценка, неуважение к людям, доходящее до агрессии.
6. Герой семьи. Ребенок налаживает, как может, конфликты между родителями. Такое может быть, когда родители в разводе или часто выясняют отношения. Часто такие дети играют роль взрослого в семье. Так же, подобную роль принимают на себя старшие дети в основном неблагополучных, малообеспеченных семей.
В итоге:
- на ребенка ложится груз ответственности за семью, детская психика не справляется;
- со временем у ребенка формируется заниженная самооценка, тревожность;
- в более старшем возрасте наблюдается комплекс неполноценности и ненависть к миру.
Как же избежать негативных последствий неправильно выстроенного воспитания?
Ребенок в семье должен играть единственную роль – роль «Ребенка».
Семья – то место, где человека понимают и принимают таким, какой он есть. Каждого любят за то, что он есть, единственный и неповторимый, со своими неудачами и успехами, проблемами и победами. Всегда можно вернуться домой, где тебя поймут и примут.
Таким образом, роль ребенка в семье полностью возлагается на родителей. Как они к нему будут относиться, какие будут использовать методы воспитания, такой ребенок и вырастет. Для того чтобы воспитать хорошего и успешного ребенка, нужно, чтобы в семье был здоровый эмоциональный микроклимат и уважение.
Педагог-психолог МАДОУ №51 «Вишенка»
Е.В.Сажина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...
Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье»
Неврозы детей дошкольного возраста.Причины их возникновения.Типы неправильного воспитания.Как предотвратить невроз....
Консультация для воспитателей "Жестокое обращение с ребенком в семье"
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком...
Консультация для родителей " Роль и место музыки в жизни ребёнка"
Эта консультация поможет родителям узнать какие формы организации музыкальной деятельности осуществляются в детском саду. Что музыка в повседневной жизни детей в детском саду звучит во всех видах...
Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"
Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....
Роль книжной культуры ребенка в семье
Консультация для родителей:"Ролькнижной культуры ребенка в семье"...
Консультация для родителей, «Какую роль в развитии ребенка играет семья?»
Семья – неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Для ребенка, семья – близкие и род...