«Чему следует научить ребенка к 6 годам?»
консультация

Михайлова Валентина Николаевна
Шесть лет – это старший дошкольный возраст. Основное внимание педагогов и родителей в этот период направлено на подготовку ребенка к школе. Поэтому важно знать, какими знаниями и умениями в норме развития должен обладать будущий школьник.
Интеллектуальное развитие
К шести годам у ребенка уже имеется определенный жизненный опыт, который он использует для решения самых разных задач. В этом возрасте малыш должен уметь следующее:
 использовать в разговоре полученную из книг, мультфильмов, общения со сверстниками и взрослыми информацию;
 решать головоломки, ребусы;
 понимать причинно-следственные связи событий;
 делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;
 уметь различать главные и второстепенные свойства предметов;
 запоминать и пересказывать сказки, рассказы, мультфильмы;
 вести длинный монолог;
 совместно со сверстниками придумывать новые правила знакомой игры.
Шестилетки продолжают активно изучать мир, с удовольствием поглощают новую информацию и задают взрослым множество вопросов.
Развитие речи
В этом возрасте дети много говорят. Они без труда ведут содержательные беседы со сверстниками и взрослыми. Благодаря развитию памяти они могут запоминать все больше новой информации. Словарный запас шестилетки составляет 3–3,5 тыс. слов.
Ребенок в 6 лет должен уметь:
 грамотно строить предложения, согласовывая между собой части речи;
 выговаривать все буквы и звуки, не иметь трудностей с произношением;
 делать простой звуковой анализ слов;
 подбирать синонимы и антонимы к слову;
 передавать эмоции с помощью тембра голоса, темпа речи, интонации;
 давать развернутые ответы на вопросы;
 обобщать предметы в группы;
 рассказывать скороговорки;
 
 понимать и пересказывать шутки, анекдоты, каламбуры, соответствующие его возрасту.
Диалоги дети старшего дошкольного возраста умеют вести лучше, чем монологи. При пересказе рассказов, фильмов, историй из жизни обращают внимание на основные детали, отбрасывая второстепенные.
Психологическое развитие
В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами. У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.
Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его.
Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.
Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.
В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.
Сенсорные особенности
Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей идут параллельно. Малыши изучают окружающий мир с помощью органов чувств. Они все рассматривают, трогают, прислушиваются к звукам.
Шестилетки имеют довольно четкие представления о форме, размерах предметов, положении их в пространстве. Дети должны уметь:
 различать не только цвета, но и множество оттенков;
 разбивать сложную форму на отдельные части;
 знать основные свойства предметов, некоторых жидкостей;
 описывать предмет с помощью прилагательных, указывающих на его свойства (твердый, колючий);
 
 понимать, как можно использовать то или иное вещество в зависимости от его свойств (наливать, намазывать, насыпать);
 описывать простые химические реакции (вода заливает огонь, лед тает в тепле).
Для развития сенсорного восприятия полезно играть с водой, песком, глиной, изучать свойства различных веществ, проводить несложные опыты.
Математические умения
Еще до школы многие дети осваивают базовые математические навыки. Шестилетки должны знать следующее:
 хорошо считать от 0 до 10 и обратно;
 знать цифры до 20;
 уметь складывать и вычитать числа в пределах 10 (но это необязательно);
 знать понятия «больше», «меньше», «равно» и уметь ими оперировать;
 знать, как выглядят цифры от 1 до 10;
 знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
 с помощью картинок или предметов решать простые математические задачи.
Это минимальные математические навыки, которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Но как правило, многие шестилетки умеют считать до ста, писать цифры, решать занимательные задачки.
Физическое развитие
Ребенок в 6 лет отлично владеет своим телом. У него активно развивается мускулатура, движения уверенные и скоординированные. В шесть лет малыши должны уметь:
 быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель);
 уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег;
 оббегать препятствия, не задевая их;
 лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике;
 ползать на коленях, на животе, задом наперед;
 делать приседания с прямой спиной;
 бросать предметы одной рукой;
 быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.
В этом возрасте ребенка можно научить кататься на двухколесном велосипеде, самокате, плавать. Обязательно нужно делать ежедневную зарядку и играть в активные игры на свежем воздухе.
 
Мелкая моторика
Шесть лет – это возраст активного развития мелких мышц руки, необходимых для учебы в школе. Поэтому ребенок шести лет должен уметь следующее:
 правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер;
 ровными линиями соединять точки;
 рисовать в тетради по клеточкам;
 рисовать прямые и изогнутые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
 аккуратно вырезать фигуры из бумаги;
 лепить из глины и пластилина мелкие детали и соединять их в единую композицию;
 штриховать, рисовать линии разной толщины;
 рисовать фигуры, не поворачивая лист бумаги в разные стороны;
 вдевать нитку в иголку.
В старшем дошкольном возрастеразвитию мелкой моторикинеобходимо уделять особое внимание. В школе ребенку придется много писать, поэтому важно подготовить мышцы руки к будущей нагрузке.
Память
Память и внимание у старших дошкольников гораздо более развиты, чем у малышей. В шесть лет дети способны концентрироваться на выполняемом деле до получаса. Непроизвольная память пока что преобладает, но и произвольная развивается все лучше.
В 6 лет дети с легкостью запоминают длинные стихи и песни, пересказывают объемные сказки и рассказы. Чем больше эмоционального отклика вызывает информация, тем легче она запоминается. В этом возрасте детям еще сложно запоминать вещи, которые не вызывают у них интереса.
Развитие мышления
Особенностью шестилеток является преобладание образного мышления. Они могут придумывать что-то новое, рисовать рисунки с необычными сюжетами, делать оригинальные поделки, строить сложные композиции из конструктора.
В шестилетнем возрасте ребенок должен уметь:
 делать выводы и умозаключения;
 сравнивать предметы по различным параметрам, группировать их, исключать из группы лишнее;
 находить сходства и различия, ориентируясь на основные признаки предметов;
 подбирать обобщающее слово для названия группы предметов или явлений;
 
 составлять рассказ по сюжетным картинкам;
 придумывать альтернативную концовку для рассказа, фильма;
 использовать теоретические знания на практике.
При подготовке к школе нужно обязательно развивать память, внимание и мышление.
Эмоциональное и социальное развитие ребенка
На седьмом году жизни малыш уже умеет управлять своими эмоциями, становится менее импульсивным. Он уже осознает себя личностью и начинает активно создавать социальные связи с окружающими людьми.
У ребенка проявляется интерес к новым видам деятельности. Он выбирает все более сложные и интересные игры. Малыш знает основные правила общения с другими детьми и взрослыми, четко понимает границы дозволенного в общении.
Шестилетки уже умеют оценивать результаты своей деятельности, радуются, когда получается хорошо и расстраиваются при неудаче. У них развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Что должен знать ребенок перед школой?
Дошкольники уже хорошо ориентируются в окружающем мире и много знают о нем. Вот небольшая памятка для родителей, о том, что должен знать ребенок перед школой:
 свои ФИО, а также ФИО родителей;
 домашний адрес, город и страну;
 названия времен года, времен суток и их основные признаки;
 названия всех месяцев и дней недели по порядку;
 названия животных, окружающих предметов, видов транспорта, растений и т. д.
Нелишними будут умения читать, считать и писать печатными буквами. Чем больше малыш умеет, тем легче он сможет учиться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему следует научить ребенка к 6 годам?

Чему следует научить ребенка к 6 годам?на карточках описано что должен знать ребенок...

"Чему следует научить ребенка к 6 годам"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14317118","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"336"}}]]...

"Чему следует научить ребенка к 6 годам"

quot;ЧЕМУ СЛЕДУЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА К 6 ГОДАМ...

"Чему следует научить ребенка к 6 годам"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19099121","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]]...

Чему следует научить ребенка к шести годам.

Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Чему следует научить ребенка к 6 годам"

В консультации  рассказывается о том, что должен уметь ребенок к 6 годам...