Буклет «Научение ребенка навыкам самообслуживания в домашних условиях при естественных жизненных ситуациях»
методическая разработка (младшая группа)
Уверенный в себе, самостоятельный и радующий хорошим поведением ребенок… Просто идеал! Добиться этого несложно.Главное — вовремя начать обучать его основным навыкам: пользоваться вилкой, самостоятельно одеваться, убирать свои игрушки.
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома:
- предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой, затем ложкой, потом с помощью пинцета;
- позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках;
- давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок, переливать воду пипеткой или спринцовкой, пускать кораблик в тазике с водой или в ванной, создавать руками волну, ловить мыло в воде.
Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_navyki_samoobsluzhivaniya_v_domashnih_usloviyah.docx | 503.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Уверенный в себе, самостоятельный и радующий хорошим поведением ребенок… Просто идеал! Добиться этого несложно.Главное — вовремя начать обучать его основным навыкам: пользоваться вилкой, самостоятельно одеваться, убирать свои игрушки.
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома:
- предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой, затем ложкой, потом с помощью пинцета;
- позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках;
- давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок, переливать воду пипеткой или спринцовкой, пускать кораблик в тазике с водой или в ванной, создавать руками волну, ловить мыло в воде.
Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.
1) Грязные вещи — в корзину!
Даже 2-летний малыш сможет собрать свои грязные вещи.
- Предоставьте ему отдельную корзину для белья. Выбирайте невысокую, чтобы кроха без труда доставал до ее крышки. Поместите ее в комнату малыша, чтобы она служила подсказкой, когда ребенок раздевается.
- Играйте! Учитесь, играя! Мы бросаем грязные вещи в корзину, словно мячики. Конечно, сначала малыш не удивит меткостью. Но со временем все получится, ведь ему всегда поможет мама.
- Поем песенку. Это скрасит ежедневные заботы. Срифмуйте простую песенку, в которой грязная одежда просится в корзину для белья, чтобы потом отправиться в стиральную машинку и снова радоваться чистоте.
- Полезный совет. Лучше всего иметь две корзины для грязного белья — для белых вещей и для цветных. Заодно малыш научится сортировать и начнет учить цвета.
2) Свою постель убираем сами
Не ожидайте хороших результатов слишком быстро! Малыш не в состоянии выполнять эту работу безупречно, по крайней мере на начальном этапе.
- Каждое утро. Скажите ребенку, что теперь это его утренняя домашняя обязанность. Попросите накрыть кровать одеялом, чтобы ей не было так одиноко. И пусть не забудет натянуть одеяло на подушку, ведь она тоже хочет «дружить» с одеялом.
- Для образца. Учите его правильной технике — покажите, как лучше всего сглаживать бугристые части одеяла, чтобы добиться плоской поверхности; продемонстрируйте также, как можно взбить пух в подушке.
- Мягкие товарищи. А теперь попросите кроху разместить свои игрушки где-нибудь в углу кровати.
- Последний штрих. А напоследок покажите, как можно расположить подушку в изголовье, чтобы она лежала ровно по отношению к спинке кровати.
- Полезный совет. Покрывало убирайте сами, ведь оно тяжелое. А малышу дайте какое-нибудь легкое одеяльце, которое он без труда сможет встряхнуть.
3) Собираем игрушки
Ваш малыш сможет включаться в домашние дела и вносить свой посильный вклад начиная с полутора лет, но будьте готовы к тому, что вам придется частенько напоминать ему об этом.
- Доступное хранение. Пусть для игрушек у малыша будут свои невысокие полочки, корзина, коробки, которые могут быть спрятаны под кроватью.
- Не дайте улизнуть. Наверняка он захочет, чтобы его работу сделали за него вы. Так что не позволяйте крохе, не убрав игрушек, отправиться заниматься чем-нибудь более приятным.
- Чтобы было веселее. Наводя порядок среди своих игрушек, можно напевать веселую песенку. А еще попробуйте дать задание, чтобы уборка проходила с азартом: «Сначала убери все красные игрушки, а потом собери все зеленые».
- Полезный совет. Чтобы избавиться от переполненных надоевшими игрушками ящиков и корзин, меняйте их, убирая периодически часть в гараж или в кладовку, а взамен доставайте оттуда новую партию.
4) Едим ложкой
Иногда придется забыть об опрятности, чтобы обучение проходило эффективнее и веселее.
- Держи ложку! Как только в меню малыша начнет появляться твердая пища (примерно в 6 месяцев), подарите ему отдельную ложку, пусть хотя бы просто привыкает ее держать во время кормления.
- Начинайте с малого. Положите в ложечку небольшое количество любимого питания и, придерживая своей рукой ложку в ручке малыша, сопровождайте кушанье в его рот. Имейте в виду, что поначалу кроха не сможет брать ртом пищу с ложки как следует. Ловкости он наберется к 1,5 года.
- Поощряйте самостоятельность. Позволяйте ребенку пробовать кормить себя самому во время каждого принятия пищи. Эксперты говорят, что ложка для крохи — это очередная игрушка, это часть посуды, с которой можно развлечься, а заодно поучиться ее держать. И не переживайте, что большая часть еды окажется где угодно, только не во рту. На этом этапе малышу интересно даже просто облизывать ложку.
- Полезный совет. Во время кормления используйте две ложки: одну для малыша и одну обязательно для вас, иначе трапеза никогда не закончится.
5) Знакомство с вилкой
До трех лет вашему малышу желательно успеть «пообщаться» со всеми столовыми приборами.
- Найдите вилку по возрасту. Вилка для малышей — с тремя зубчиками, мягкая и легкая для пока еще не окрепшей ручки. Покажите, как правильно держать этот прибор.
- Начните с пищи, которую легко наколоть. Дайте крохе тарелку (желательно глубокую, во избежание выскакивания пищи при попытке ее наколоть). Тренироваться с этим прибором лучше всего на такой пище, как ломтики картофеля или нарезанная кружочками морковь.
- Пробуйте вместе. Будьте готовы в первое время придерживать вилку вместе с рукой малыша и помогать накалывать кусочки.
- Дайте свободу. Потренировавшись вместе, отступите — пусть ребенок справляется сам, а при необходимости делайте подсказки.
- Полезный совет. Во время обеда сидите вместе с ребенком. Это нужно не только для того, чтобы привить ему хорошие манеры, — важно еще и ободрить, когда что-то не получается.
6) Натягиваем штанишки
Вам придется помогать малышу надевать штаны по крайней мере до 3 лет.
- На полу. Усадите малыша на пол и положите перед ним его штаны.
- Начинаем с правой. Засуньте правую ножку в штанину со словами: «Засовываем сюда и начинаем проталкивать ее дальше». То же самое проделайте с левой ногой.
- Встаем. Попросите малыша придерживать верх брюк. Первое время сами помогайте ему встать, но обязательно покажите, как можно придерживаться за стену или кровать, чтобы не упасть, когда он будет тренироваться самостоятельно.
- Кнопка. Подскажите, как подтянуть штаны и пользоваться застежкой.
- Полезный совет. Подбирайте малышу штанишки с эластичным поясом, чтобы ему легче было не только их надевать, но и без проблем ходить на горшок.
7) Надеваем кофточку
Вот классический способ научить малыша надевать кофточку. Он достаточно легкий и к тому же забавный.
- Расстелите кофточку. Расстегнутый детский жакет раскиньте на полу изнанкой вверх и у капюшона усадите ребенка. В этом случае кофточка перед малышом будет лежать «вверх ногами».
- Наклон. Попросите малыша сесть, как лягушка, и, нагнувшись над одеждой, просунуть руки в рукава.
- Переворачиваем. По вашей команде малыш должен перекинуть кофточку через голову — руки дальше продвинутся в рукава, а она сама окажется на спине.
- Осталась «молния». Теперь малыш должен потянуть вверх «молнию», чтобы кофточка оказалась застегнутой. Тут придется потренироваться.
- Полезный совет. Порой с «молнией» не все так просто. Если у вас нет времени первое время контролировать правильное ее использование, выбирайте вещи на удобных липучках.
8) Искусство завязывать узлы
Сейчас такое разнообразие детской обуви без шнурков, что можно и не учить малыша их завязывать. Однако это неправильный подход к проблеме. Конечно, обувь на шнурках можно и не носить, но подумайте, как трудно придется малышу в будущем, если он не будет уметь завязывать узелки, делать петельки. Ведь он не сумеет привязать воздушный шарик к велосипеду, упаковать с помощью ленточки подарок, не говоря уже о парусном спорте.
Когда малышу будет 4 года, учите его этому навыку, используя следующие советы:
- Пусть малыш наблюдает, как вы завязываете свои шнурки, когда вы вместе куда-то собираетесь.
- Однажды малыш заинтересуется этим процессом и захочет попробовать сам. Для тренировки используйте не детскую обувь, а ваши кроссовки, поскольку размер его шнурков так мал, что детские пальчики не справятся с заданием.
- Покажите старый фокус с ушами мягкого игрушечного кролика, сделав петлю из его ушей. Скрестите их в виде буквы Х, конец правого уха просуньте в образовавшееся отверстие и потяните за кончики ушей.
9) Чистим зубки
Первое время вы должны контролировать кроху каждый раз, как он чистит зубы.
- Вручите малышу щетку. Ребенку сначала нужно привыкнуть просто держать зубную щетку в руке, поэтому поначалу давайте ее без зубной пасты вовсе. Исследуя новую вещь, малыш, скорее всего, начнет ее сосать. Ученые утверждают, что это естественная реакция.
- Прокатимся? Ребенку два года — можно по-играть в паровозик! Расскажите малышу, что его зубы — это участки железной дороги. Нижний и верхний ряды зубов можно представить рельсами. Так пусть по ним проедет веселый паровозик. Не стесняйтесь звучного «Ту-ту!» — крохе это точно понравится! И не забывайте направлять своей рукой зубную щетку в ручке малыша.
- А теперь посчитаем. Хорошо делать два полезных дела одновременно. Считайте до пяти во время чистки нижних зубок, а малыш будет запоминать цифры. Повторите урок, перейдя на верхний ряд.
- Полезный совет. Поставьте таймер на раковину и установите на нем две минуты. Этого времени достаточно, чтобы почистить зубы.
10) Учимся очищать нос
Здорово, когда малыш сам может высморкать себе носик. К детскому саду придется научиться этому важному навыку.
- Где наш носик? Помогите крохе увидеть разницу, когда он выдыхает через нос и через рот. Закройте ему рот и попросите выдохнуть через нос, а потом наоборот.
- Попробуйте с платком. Когда ребенок высморкается в салфетку, сложите ее, чтобы слизи не было видно. И объясните так: «Платочек нужно складывать, чтобы микробы оказались в ловушке».
- Выбросить! Учите малыша выбрасывать использованную салфетку в урну и мыть после этого руки.
- Полезный совет. Приобретите большую упаковку бумажных платочков и разложите их в разных местах, чтобы ребенок мог без труда их найти, когда это необходимо.
МАДОУ д/с 133 города Тюмени
Служба ранней помощи
«Научение ребенка навыкам самообслуживания в домашних условиях при естественных жизненных ситуациях»
Педагог-психолог
Суктенова А.Р.
Тюмень,2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у ребенка навыков самообслуживания».
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. ...
«Формирование у ребенка навыков самообслуживания». во второй младшей группы (возраст 3-4 лет)
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в ц...
Формирование у ребенка навыков самообслуживания в возрасте 3-4 лет
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в ц...
План беседы с родителями по формированию у ребенка навыков самообслуживания в старшей группе.
План беседы с родителями по формированию у ребенка навыков самообслуживания в старшей группе....
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ через игровые ситуации.
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ через игровые ситуации. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушени...
Формирование у слепого ребенка навыков самообслуживания и личной гигиены
Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему ребенку. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И этому аспекту с...
Рекомендации для родителей. «Как непринуждённо развивать навыки самообслуживания в домашних условиях?»
На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма....