Картотека сенсорных игр для детей первой младшей группы.
картотека (младшая группа)
Картотека сенсорных игр для детей первой младшей группы в помощь воспитателям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по ознакомлению с цветом
Собери пары
Оборудование: несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.
Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.
Собери по цвету
Оборудование: 5 групп геометрических фигур. В каждую входят фигуры одного цвета, но разной формы.
Перемешайте элементы групп и попросите ребенка выбрать все фигуры одного цвета.
Кубик потерялся
Оборудование: 4 кубика разного цвета.
Предложите малышу построить башню или домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубика какого цвета не хватает.
Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.
Уборка
Игра способствует разбитию мелкой моторики классифицирования предметов по цвету.
Оборудование: корзина или ведерко, предметы разного цвета.
Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие вещи. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т. д.) цвета.
Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?».
Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.
Строим башню
Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счета, сравнения
Оборудование: кубики двух цветов.
Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно рассортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
Какая машина такая и дорога
Игра способствует развитию внимания, помогает изучать цветовой диапазон
Нарисуйте несколько машин разного цвета.
Попросите малыша раскрасить дорожки под ними. Цвет дорожки должен совпадать с цветом машины.
Подбери нитку
Игра помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов
Нарисуйте воздушные шары разного цвета. Попросите малыша пририсовать к ним веревочки подходящего цвета.
Помоги рыбкам
Оборудование: фланелеграф, фигурки маленьких и больших рыбок из бумаги красного или другого цветов.
- Предложить помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показать, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».
Собери капельки в стакан
Оборудование: кружочки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.
- Раскладываем перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просим собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».
Помоги козляткам спрятаться от волка
Игра развиваем предметы по умение обобщать сюжету и цвету.
Оборудование: набор рамок – домиков из красного, синего, желтого, зеленого цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками.
- Предложить детям закрыть окошечко дверцей тождественного цвета и тем самым спрятать козленочка от волка.
Собери колечки
Оборудование: колечки двух цветов, коробки соответствующих цветов
- Разбросать колечки двух цветов (красные и желтые), дети подбегают, ловят их и раскладывают по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение идёт за счет увеличения количества колец разного цвета.
Какого цвета?
Цель: Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный), развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.
Оборудование: Крышки от пластиковых бутылок красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; четыре прозрачных пластиковых ведёрка с крышками, на которые наклеены картинки с изображением предметов определённого цвета: красного (помидор), жёлтого (банан), синего (цветы) и зелёного (трава). Также на крышках ведёрок имеются отверстия диаметром 3 см.
- Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает зелёного цвета? » или «Какого цвета трава? ». Затем предлагаем детям найти крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем, какого цвета крышка и помещаем её в нужное ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять. Это делается так же для активизации интереса детей к игре.
Изготовим бусы
Цель: Продолжать учить детей различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Соотносить предметы по цвету. Развивать математические способности детей раннего возраста. Развивать моторику кончиков пальцев рук,
Оборудование: Куклы основных цветов « красная, синяя, жёлтая и зелёная». Бусы « кружочки четырёх основных цветов». Лист с нарисованной верёвочкой. Верёвочка, крышки с отверстием для нанизывания, грибочки, полоски из картона
- Воспитатель показывает кукол и рассказывает, что они очень торопились, куклы хотят сделать себе бусы, но не умеют. Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе куклу и на нарисованном шнурке путём выбора нужного кружка из четырёх предложенных цветов выбирает нужные бусы под цвет платья куклы. Дети выполняют задание, педагог обращается индивидуально к каждому ребёнку
- какое платье у твоей куклы? (красное)
- какие ты бусы должен собрать? (красные)
- а у твоей куклы, какое платье?
- значит, ты должен собрать какие бусы? и Т.Д.
«Воздушные шары»
Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.
Оборудование: воздушные шары, нитки соответствующих цвету шаров
- Воспитатель показывает детям картонную полосу, к которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать соответствующий шарик.
Игры по ознакомлению с формой и величиной
«Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.
- Воспитатель рассматривает с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная).
«Соберем башенку»
Цель: учить детей собирать башенку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.
Оборудование: пирамида
- Воспитатель вместе с детьми рассматривает башенку, на стержне которой много колец, затем снимают кольца — сначала поменьше, затем побольше. Воспитатель откладывает самое большое кольцо, затем поменьше. После этого дети сами.
«Найди свой домик»
Цель: целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.
Оборудование: детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треугольник.
- «В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель на каждый раз меняет домики местами.
«Найди пару»
Цель: изучение восприятия формы геометрических фигур.
- На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.
Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.
«Пирамидки»
Цель: формирование величины предметов, независимо от их положения в пространстве.
Оборудование: одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (по числу участников игры, включая воспитателя). Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, используется цветок картон кружок.
- Дети садятся за общий стол и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и расположены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подравнять ряд колечек, чтобы получился ровный, красивый луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.
На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра - круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: « А где же наши пирамидки?
Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой, и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача – собрать
пирамидку. «Какое колечко палочка зовет первым?» - спрашивает воспитатель. «Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и вспомните, какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети
выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо
позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. -
Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.
Так постепенно воспитатель и дети собирают свои колечки по убывающей величине. Получаются пирамидки. Поверх колец надеваются колпачки и пирамидки снова становятся высокими.
Правила игры:
Играть дружно, организованно воспроизводить действия, которые показывает воспитатель.
Советы воспитателю: при проведении игры важно четко и правильно называть величину колечка, которое надевается на палочку. Названия величины могут варьироваться: «большое, но чуть поменьше», «еще чуть поменьше», «еще меньше,
почти самое маленькое». Показывать каждый раз детям названия величины и следить, чтобы они правильно его повторяли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сенсорному развитию для детей первый младший группы. Тема: « Рассматриваем и сравниваем мячики»
Программное содержание:1. Способствовать накоплению у детей зрительного опыта.2. Обратить внимание детей на сходство и различие двух мячиков.3....
Конспект занятия по сенсорному развитию для детей первый младший группы. Тема: « Рассматриваем и сравниваем мячики»
Тема: « Рассматриваем и сравниваем мячики»Программное содержание: 1. Способствова...
Картотека сенсорных игр для детей первой младшей группы
картотека сенсорных игр, первая младшая группа...
Проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей первой младшей группы через различные виды деятельности».
В этом методическом материале затронута проблема воспитания детей....
Особенности сенсорного развития у детей первой младшей группы.
Под сенсорным воспитанием понимается развитие у детей способностей к сенсорным восприятиям, ощущениям и представлениям. Именно возраст первой младшей группы наиболее благоприятен для сенсорного развит...
картотека игр по сенсорному развитию для детей первой младшей группы
картотека для родителей...
Картотека игр по сенсорному развитию для детей первой младшей группы.
Сенсорика — это чувства, ощущения. Можно сказать, у ваших детей есть своеобразный датчик, который принимает информацию о предмете через ручки, пальчики. От сенсорики во многом зависит уров...