Консультация для родителей. Классифкация.
консультация

Консультация для родителей. Классифкация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley._klassifkatsiya.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей дошкольников

«Что такое классификация?»

      Известный  детский психолог Л.С. Выготский один из первых формулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны умственного развития заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития его интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. Это суждение получило свое подтверждение в работах таких детских психологов, как А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъяковой, Л.Л. Венгера.

      Математика – это глубоко логическая наука и введение ребенка даже в начальную элементарную математику невозможно без достаточного уровня развития логического мышления. Осознав значение этой зависимости многие современные ученые, педагоги уделяли много времени изучению этого вопроса. (Т.Н. Доронова, З.А. Михайлова, В.З. Зайцев, А. Зак, Л.А. Венгер, и другие).

       Развитие логического мышления предполагает формирование представлений о порядке и закономерности, умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать на их основе простейшие заключения, развивать логические приемы мышления, т.е. такие мыслительные операции как классификация, сериация, сравнение, анализ, синтез, обобщение.

       Для развития логического мышления в детских садах используют логико-математические игры, так как игра занимает главное место в жизни ребенка. Это его основная и наиболее любимая деятельность на протяжении всего дошкольного детства. А для родителей и педагогов – игра является важным средством всестороннего развития и воспитания детей, которое поможет детям усвоить сложные понятия, подготовить ребенка к системному обучению в школе. Чем более подготовленным придет ребенок в школу (имеется в виду не количество накопленных знаний, а готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума), тем успешнее, а значит, счастливее будет для него школьное детство.

      Один из сложных логических понятий – классификация (это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации»).

       Классификация явлений, предметов, слов, понятий играет огромную роль и в науке, и в обыденной жизни каждого человека. Маленький ребенок делит людей на знакомых и чужих, делит вещи на съедобные и несъедобные, а съедобные – на вкусные и невкусные. Классификации в сознании ребенка вырабатываются стихийно в процессе его общения с  людьми, предметами, явлениями. Такое формирование классификаций нередко ведет к образованию ложных представлений, к противоречиям, всякого рода несоответствиям реальной действительности. Например: ребенок говорит «он» о каждом взрослом человеке в брюках и «она» о каждом человеке в юбке. Когда же ребенок встретился с женщиной в брюках и услышал, что о ней все говорят «она», - ему нелегко было перестроиться, изменить ранее сформировавшуюся в его сознании классификацию.

      Такое важное понятие, как «основание классификации», формируется самопроизвольно, и зачастую в связи с этим возникают псевдоклассификации (типа: люди – родственники, соседи и блондинки; книжки – интересные, с картинками и в твердом переплете).

     Столь «вольное», нечеткое представление о природе классификации приходится встречать не только у детей, но и у взрослых. Ребенку, а порой и взрослому, иногда кажется, что классификация носит объективный, абсолютный  характер. Из поля внимания ускользает, что одну и ту же группу предметов или явлений можно классифицировать по-разному, в зависимости от цели классификации. Биолог-эволюционист классифицирует животных на млекопитающих, птиц, рыб и т.д., а фермер – на полезных и вредных или на домашних и диких. И любая из этих классификаций правильна, так как может быть разумной и полезной в определенном виде деятельности. Поэтому очень важно уже в детском возрасте сформировать в сознании ребенка правильное представление о том, что такое классификация.

       Этой цели может служить предлагаемая игра.

  Игра «Разложи на кучки эти штучки». Для игры предлагается набор геометрических фигурок: равносторонние треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, овалы. Каждая из них может быть большой или малой. Может быть красной, зеленой или желтой. Всего в наборе 30 фигурок.

   Взрослый: «Вот здесь в кучке много разных фигурок. Разложим их все на две кучки, да так, чтобы в каждой были сходные фигурки». Ребенок предположим, -разложит сначала так: одну все большие, в другую – все маленькие.

-Молодец, ты правильно разложил. А теперь давай смешаем их и снова разложим на две кучки, но как-нибудь иначе.

    При этом нужно намекнуть, что можно в одну кучку положить фигурки с углами (треугольники  и четырехугольники), а в другую – без углов (круги и овалы)

- Молодец, и это правильно. Вначале ты разделил фигуры по размеру, а теперь – по тому, есть у них углы или нет углов.

     Возможен и такой вариант деления: в одной кучке равномерные, компактные фигуры (круги, квадраты, равносторонние треугольники), в другой – вытянутые (прямоугольники, овалы).

- А теперь разложим на три кучки.

    Здесь уже рассматриваем фигуры по цвету: красная, зеленая и желтая кучки. Другой вариант – треугольники, четырехугольники и фигурки без углов.

Деление на четыре кучки потребует использования уже двух признаков – например, размер фигурок и наличие углов. Тогда получатся следующие четыре кучки:

  1. Большие фигурки с углами (треугольники, четырехугольники).
  2. Малые фигурки с углами (треугольники, четырехугольники).
  3. Большие фигурки без углов (круги, овалы).
  4. Малые фигурки без углов (круги, овалы).

Сложные варианты классификации (для детей постарше):

-В одну кучку выберите все квадраты, а в другую – все красные фигурки. Ребенок сразу натолкнется на трудность, в какую кучку подойдут все красные квадраты? В обе? Да в обе. Математики назовут это «пересекающимися множествами». Маленькому ребенку можно показать наглядно.

    В конце игры стоит обратить внимание ребенка на то, что нет «абсолютной»-единственно правильной классификации. Каждая служит какой-то определенной цели.

     Игру можно упрощать или усложнять, в зависимости от возраста ребенка, степени его развития, направленности  интересов. Геометрические фигурки могут быть заменены рисунками животных и растений, рисунками машин и механизмов, словами, портретами писателей и исторических деятелей и т.п.

      Классификации можно проводить:

- по названию: (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики …)

- по размеру: (большие мячи  и маленькие, длинные карандаши и короткие)

- по цвету: (красные пуговички  и зеленые)

- по форме: (квадраты, круги, кубики, кирпичики)

- по материалу: (деревянные предметы и стеклянные)

- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто живет в лесу; что бывает зимой и что бывает летом; что растет в огороде и что растет на дереве и т.д.

     Приведенные примеры - это классификация по заданному основанию: взрослый сообщает, ребенок разделяет. В другом случае классификация выполняется по основанию, которое ребенок определяет самостоятельно. Взрослый задает количество групп, на которое следует разделить множество предметов.

     Каждый из приведенных примеров «работает» на формирование у детей логических мыслительных приемов, выполняя задания, ребенок упражняется в умении сравнивать, обобщать, анализировать и формирует правильное представление о классификации.

                  В статье использованы материалы публикаций Иосифа Фейгенберга.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...