Консультация
консультация (средняя, старшая группа)

Екатерина Михайловна Свистунова
В гостях у сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skaz._ch.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких,

трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте»

                                                                                               В. А. Сухомлинский

     Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.

   Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

   Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Он охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

Именно сказка:

Позволяет ребенку пофантазировать, «проиграть» вымышленные ситуации, которых нет в окружающем мире. В сказке радостные и печальные события становятся доступными и понятными, поступки героев обоснованными. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказка как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3, 5-4 годам.

Сказка способ развития мышления дошкольников:

При слушании сказки у ребенка задействованы основные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. Подтверждение этому загадки по сказкам:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке. (Колобок)    

Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ….

(Айболит)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

(Иголка)

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

(Ступа)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк — зубами щелк»

Эту песню пели звонко

Три веселых ….

(Поросенка)

Кто любил играть и петь?

Два мышонка —

(Круть и Верть)

   Сказка прекрасный художественный материал для упражнения в пересказе. Ведь в сказке красочный, выразительный язык, волшебство, четко прослеживается взаимосвязь событий.

Сказка обучает умению вести диалог.

Например:

- Что говорила Маша Медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой?

Родители:

- Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

- Что говорила Курочка Ряба деду с бабой, когда мышка разбила яичко?

Родители:

- Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.

      Сказка развивает и активизирует словарный запас детей.

Дидактическая игра «Сказочный мяч»

Ведущий называет сказочного героя, а родители называют действия:

Колобок – …. катится;

Заяц –…. прыгает;

Петушок – … .кукарекует;

Репка – … .растет;

Собачка –…. лает;

Медведь –…. ревет;

Курочка – … .кудахчет;

Мышка –…. пищит и т. д.

Игра «Слова - загадки»

Злой, серый – …. волк;

Рыжая, хитрая – …. лиса;

Круглый, вкусный – …. колобок.

И наоборот, называете героя, а ребенок определяет, какой он.

       Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?

       Родитель может предложить ребенку рассказывать сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.

      Предложить ребенку заканчивать фразу или добавлять последнее слово.

      Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

     Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

     Все без исключения малыши любят сказки. Сказочный мир таинственный и неповторимый.

    Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка наиболее обсуждаемый в психолого-педагогической литературе. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами.

Упражнение: «Соотнеси пословицу к картинке и объясни ее значение»

Цель: создание атмосферы общности интересов, эмоционального настроя;

Хочется есть, да не хочется лезть

Скучен день до вечера, когда делать нечего

Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть

Хочешь есть калачи - не сиди на печи

Упражнение «Расскажите потешку»

Цель: передать эмоциональное состояние героев в проблемной ситуации.

Большое значение имеет работа над интонационной выразительностью. На примере потешки мы поупражняемся в передаче характера героев, используя интонацию, изменяя высоту голоса.

Рассказать потешку с разной интонацией.

Задания:

• Расскажите весело (петушок радуется горошку);

• Расскажите ласково (как пела петушку лиса);

• Низким голосом (как сказал бы медведь);

• Высоким голосом (как мышка);

Петушок-петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко.

Дам тебе горошка.

       Сказку можно пересказывать, используя персонажей кукольного театра (различных видов, впоследствии, заменив их моделями (кругами разной величины и цвета). Также можно использовать упражнение «Угадай и назови»

      В сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красна девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко; идти, куда глаза глядят.

     Часто в сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: солнце красное; красавица писаная…

      Характерны для русских сказок краткие, усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил и глаголов хвать; подь…

     Употребление уменьшительно - ласкательных имен существительных и имен прилагательных: сестрица Аленушка, Петушок, солнышко.

    Добро всегда побеждает зло.

    Знакомство детей со сказкой должно быть наполнено играми.

В заключении хочется отметить, что

СКАЗКА:

Оказывает терапевтический эффект (избавление от страхов);

Выполняет воспитательные функции;

Развивает мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ;

Развивает речь ребенка;

Позволяет ребенку пофантазировать, способствует развитию творческих способностей;

Способствует развитию коммуникативных навыков.

То есть сказка – неизменный спутник детства. Велика ее роль в жизни ребенка.

       Комбинируя описанные выше приемы, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. И я надеюсь, эти приемы помогут вам заинтересовать детей сказкой, научить слушать и любить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....