Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Челбогашева Марина Николаевна

Консультация для родителей "Хороводные игры по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской культуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_teme_horovodnye_igry.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Хороводные игры

                        по приобщению

детей младшего дошкольного возраста

к истокам русской культуры

Воспитатель:

Челбогашева Марина Николаевна

Начинать играть в русские народные хороводные игры можно с детьми двух лет. В играх с младшими дошкольниками петь (или читать «хороводный» речитатив) приходится взрослому, малыши же повторяют движения по тексту хоровода.

Хороводы и игры – верные помощники в организации детей.

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений.
  • Развивают воображение, фантазию.
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с русскими народными традициями и обычаями.

Хоровод как жанр русского народного танца

  • Русские народные хороводы, как традиция, возникли еще в языческие времена. Водя хороводы, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за благосклонность и щедрый урожай, а также просили покровительства у сил природы. Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней. Вариаций хороводов существует великое множество, их фигуры, мотивы и сюжеты различаются в зависимости от природных, климатических условий, особенностей быта и труда разных регионов России.
    Начальной и основной фигурой любого хоровода является круг.
  • В традиционном хороводе количество танцоров не имеет значения, оно может быть любым, в нем принимают участие все желающие. Однако минимальное количество человек должно быть трое.
  • Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах.
  • Движения хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод.

В связи с этим, текст имеет первоначальное значение, и он диктует танцевальный рисунок хоровода в целом.

Хороводы и игры можно разделить на 3 группы:

1) Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы.

В хороводах «Ленок», «А мы просо сеяли», «Мак» представлен процесс выращивания и обработки этих культур.

2) Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения («Бояре», «В хороводе были», «Ой, вставала я ранёшенько»)

3) Хороводы, в которых нашли выражение патриотические чувства народа, воспеваются родные места. («Земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла»)

Руки в хороводе держали по-разному:

1) не держась за руки.

(плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу.

3) взявшись за руки вверху.

4) взявшись за спиной у пояса.

5) положив ладони на плечи друг другу.

В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.

Существуют различные хороводные фигуры, так сказать танцевальный узор, рисунок.

Для начала вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой.
1) построение фигуры
2) распределение ролей
3) знакомство и заучивание текста
4) знакомство с движениями
5) отработка элементов
6) репетиция
7) непосредственно игра

Предлагаем разучить хороводные игры, в которые можно играть с детьми в летний период.

- «Выходи честной народ на веселый хоровод!»

Хороводная игра «Мыши водят хоровод»

Ход игры: Выбирают «кота» (по считалочке можно).

Остальные дети – мышки.

«Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит.

Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек».

Осаленная «мышка» становится новым «котом», и игра повторяется сначала.

Хороводная игра «Зайка шел»

Ход игры: Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Хороводная игра «Домовой»

Ход игры: Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под слова. Домовой в центре круга выполняет движения по тексту.

Дедушка Домовой,

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи.

По окончания слов хоровод останавливается. Домовой показывает движение, дети его повторяют.

Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Поодаль – стоит «зайчик».

Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:

Мы на луг ходили, хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза).

Остановившись, дети указывают на «зайчика».

Положив руки под щеки показывают, как он спит:

Задремал на кочке зайчик в холодочке.

Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)

Дети имитируют игру на дудочках. «Зайчик» спит.

Разбудить хотели в дудочки дудели:

Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)

Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане:

Зайку мы будили, в барабаны били:

Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)

Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга.

Все хлопают, а зайчик прыгает:

Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –

Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)

По окончании игры, выбирается новый «зайка».

Игру можно проводить не более 2-3 раз.

Дорогие родители, давайте чаще играть с детьми в русские народные игры, водить наши родные хороводы, тогда дети их будут знать, любить и уважать прошлое русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...