Консультация для педагогов "Ментальные карты"
консультация (подготовительная группа)

Ряполова Елена Борисовна

Ментальная (интеллектуальная) карта – пример легкой и эффективной технологии в образовательном процессе, которая требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат. Это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством технологии является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnye_karty.docx300.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Курского района Курской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

ПОДГОТОВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ РЯПОЛОВА Е.Б.

п. Маршала Жукова

Каждый ребёнок от рождения по-своему уникален, задача воспитателя – создать оптимальные условия для развития талантов и индивидуальных особенностей дошкольников, сделать окружающую среду ребёнка максимально насыщенной и разнообразной. В связи с этим появляются новые методы, технологии развития способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование ментальных (интеллектуальных) карт.

Ментальная (интеллектуальная) карта – пример легкой и эффективной технологии в образовательном процессе, которая требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат. Это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством технологии является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. Информация представляется для детей как целая картина, которая воспринимается как целостный образ и параллельно карта воспринимается в словесной форме. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия. Процесс создании интеллектуальной карты вызывает у детей огромный интерес; развивается общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками; происходит становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.

Этот метод был предложен и разработан Тони Бюзеном - британским психологом, автором методики запоминания и творчества. Английское название «mind -maps», переводится как «карты ума», «карты памяти», «мыслительные карты», «ментальные карты». В дошкольный мир пришёл благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития познавательной сферы, интеллекта, связной речи у детей, начиная с 4 лет.

Использование ментальных карт имеет следующие преимущества.

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета ментальная карта легко запоминается.

Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает;

Творчество. Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотреть. Пересмотр ментальных карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В информационной среде дошкольного образования карты получили название «Интеллектуальные» — это построение на бумаге алгоритма, схемы понятий связанных одной темой и распределение их на подтемы, которые в свою очередь наполняются своими направлениями и темами.

Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Презентация "Интеллект-карта, как средство обучению детей планированию"

В работе с детьми дошкольного возраста «интеллект-карты» используются по трем направлениям:

Первое направление:

  • Сбор материала о предмете или объекте.
  • Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление:

  • Закрепление и обобщение материала.
  • Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученной теме.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.

Третье направление:

  • Развитие связной речи.
  • Составление предложений и рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

При составлении ментальных карт необходимо соблюдение определённых правил:

  • Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
  • Главная идея располагается в центре листа.
  • Лист располагается горизонтально.
  • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении) от 3 до 7, используются ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
  • Каждое слово обводится.        
  • В процессе моделирования добавляются символы, иллюстрации, картинки с реалистичным изображением.
  • Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д. Интеллект - карта вообще может целиком состоять из рисунков.

Алгоритм создания «интеллект-карты».

  • Постановка цели, рождение идеи, составление плана.
  • «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
  • Создание карты – структурирование имеющейся у детей информации.
  • Определение «Главной Темы» и «Подтем», прорисовка линий и обозначение темы каждого направления своим цветом и символом или картинкой.
  • Обсуждение и продумывание темы, обогащение содержания каждой подтемы разными понятиями.
  • Оформление интеллектуальной карты в течение некоторого времени (неделя, месяц) активное участие в этом принимают не только дети, но и их родители. Они совместно с детьми находят необходимую информацию и дополняют карту.
  • В процессе моделирования добавляются символы, фотографии и иллюстрации.

Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно - следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символами и знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений.

С помощью ментальных карт дети связно, последовательно учатся излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Можно составлять ментальную карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Во время совместного с детьми создания ментальной карты идет обсуждение и проговаривание. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять.

В результате использования метода «интеллект-карт», возрастает детская активность, инициативность, самостоятельность. Технологии использования интеллект-карт помогут формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.
В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а также чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.

Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Использование метода «интеллект–карт» учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.

Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие. Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей.

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:

 - педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);

- воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);

- дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания - это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на будущее - умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Карты Проппа»

Консультация для воспитателей «Карты Проппа»Выступление на методическом объединении.Тема: «Карты Проппа».Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ре...

Консультация для педагогов "Карты Проппа"

Знакомство педагогов МБДОУ с технологией Проппа...

Консультация для родителей КАРТИНКИ ИЗ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК

Чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук, а для этого можно использовать счётные палочки....

Консультация для воспитателей «Карты Проппа»

Консультация для воспитателей «Карты Проппа»Выступление на методическом объединении.Тема: «Карты Проппа».Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок...

Консультация «Путешествие по карте как один из методов формирования познавательной активности дошкольников»

Путешествие по  карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».   ...

консультация для воспитателей Карты Проппа

консультация для воспитателей  Карты Проппа...

Консультация для педагогов «КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...