Консультация для педагогов "Ментальные карты"
консультация (подготовительная группа)
Ментальная (интеллектуальная) карта – пример легкой и эффективной технологии в образовательном процессе, которая требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат. Это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством технологии является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 300.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Курского района Курской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ РЯПОЛОВА Е.Б.
п. Маршала Жукова
Каждый ребёнок от рождения по-своему уникален, задача воспитателя – создать оптимальные условия для развития талантов и индивидуальных особенностей дошкольников, сделать окружающую среду ребёнка максимально насыщенной и разнообразной. В связи с этим появляются новые методы, технологии развития способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование ментальных (интеллектуальных) карт.
Ментальная (интеллектуальная) карта – пример легкой и эффективной технологии в образовательном процессе, которая требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат. Это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством технологии является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. Информация представляется для детей как целая картина, которая воспринимается как целостный образ и параллельно карта воспринимается в словесной форме. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия. Процесс создании интеллектуальной карты вызывает у детей огромный интерес; развивается общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками; происходит становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
Этот метод был предложен и разработан Тони Бюзеном - британским психологом, автором методики запоминания и творчества. Английское название «mind -maps», переводится как «карты ума», «карты памяти», «мыслительные карты», «ментальные карты». В дошкольный мир пришёл благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития познавательной сферы, интеллекта, связной речи у детей, начиная с 4 лет.
Использование ментальных карт имеет следующие преимущества.
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета ментальная карта легко запоминается.
Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает;
Творчество. Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотреть. Пересмотр ментальных карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В информационной среде дошкольного образования карты получили название «Интеллектуальные» — это построение на бумаге алгоритма, схемы понятий связанных одной темой и распределение их на подтемы, которые в свою очередь наполняются своими направлениями и темами.
Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
В работе с детьми дошкольного возраста «интеллект-карты» используются по трем направлениям:
Первое направление:
- Сбор материала о предмете или объекте.
- Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление:
- Закрепление и обобщение материала.
- Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученной теме.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
Третье направление:
- Развитие связной речи.
- Составление предложений и рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
При составлении ментальных карт необходимо соблюдение определённых правил:
- Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
- Главная идея располагается в центре листа.
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении) от 3 до 7, используются ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждое слово обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы, иллюстрации, картинки с реалистичным изображением.
- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д. Интеллект - карта вообще может целиком состоять из рисунков.
Алгоритм создания «интеллект-карты».
- Постановка цели, рождение идеи, составление плана.
- «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
- Создание карты – структурирование имеющейся у детей информации.
- Определение «Главной Темы» и «Подтем», прорисовка линий и обозначение темы каждого направления своим цветом и символом или картинкой.
- Обсуждение и продумывание темы, обогащение содержания каждой подтемы разными понятиями.
- Оформление интеллектуальной карты в течение некоторого времени (неделя, месяц) активное участие в этом принимают не только дети, но и их родители. Они совместно с детьми находят необходимую информацию и дополняют карту.
- В процессе моделирования добавляются символы, фотографии и иллюстрации.
Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно - следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символами и знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений.
С помощью ментальных карт дети связно, последовательно учатся излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Можно составлять ментальную карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Во время совместного с детьми создания ментальной карты идет обсуждение и проговаривание. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять.
В результате использования метода «интеллект-карт», возрастает детская активность, инициативность, самостоятельность. Технологии использования интеллект-карт помогут формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.
В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а также чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.
Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Использование метода «интеллект–карт» учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.
Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.
Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие. Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей.
В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:
- педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);
- воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);
- дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания - это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на будущее - умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Карты Проппа»
Консультация для воспитателей «Карты Проппа»Выступление на методическом объединении.Тема: «Карты Проппа».Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ре...
Консультация для педагогов "Карты Проппа"
Знакомство педагогов МБДОУ с технологией Проппа...
Консультация для родителей КАРТИНКИ ИЗ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК
Чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук, а для этого можно использовать счётные палочки....

Консультация для воспитателей «Карты Проппа»
Консультация для воспитателей «Карты Проппа»Выступление на методическом объединении.Тема: «Карты Проппа».Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок...

Консультация «Путешествие по карте как один из методов формирования познавательной активности дошкольников»
Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». ...

Консультация для педагогов «КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...