«Игры и упражнения для активизации речевой деятельности детей 3-4 лет»
консультация (младшая группа)
«Игры и упражнения для активизации речевой деятельности детей 3-4
лет»
Известно, что именно в раннем возрасте (до 3-4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьёзного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к 6 годам ребёнок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь чётко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому чем раньше начать занятия с ребёнком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребёнок отстаёт в речевом развитии. Работу по активизации речи детей 3-4 лет целесообразно проводить в 2-х направлениях: развитие понимания речи и развитие активной речи ребёнка. Далее поговорим о них подробнее.
- Развитие у ребёнка понимания речи
Включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Создание речевой среды предполагает следующие моменты:
постоянный разговор с ребёнком, многократное проговаривание обычных ситуаций (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну т.д.);
определённые требования к речи взрослых, окружающих ребёнка (правильность речи; чёткость – слова произносятся чётко, с утрированной артикуляцией звуков, с выделением ударного слога;
простота – взрослый говорит короткими фразами из 2-4 слов;
повторяемость;
богатство – использование в речи различных интонаций, различной силы голоса, темпа речи);
постепенное усложнение речевого материала, повышающее требования к речи ребёнка;
накопление пассивного словаря (набора слов и выражений, смысл которых ребёнок понимает, но не употребляет из-за отставания в речевом развитии);
организация специальных речевых игр и упражнений.
Игры для развития пассивного словаря у детей
1. «Покажи, где ….». Рассматриваем вместе с ребёнком изображения и просим найти, показать кошек, собачек, цветы, деревья и т.д.
2. «Румяные щёчки». Просим ребёнка показать различные части тела или лица: «Покажи, где у Маши щёчки, носик, руки, ноги» и т.д.
3. «Посидим, полежим». Рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их: «Где стол, где стул? Покажи, где кроватка, а где диван?» и т.д.
Для детей 4 лет
5. «Выполняйте команды!» «Сейчас я буду отдавать команды и показывать движения. Смотри внимательно. Следи, чтобы я не ошиблась» (сначала взрослый говорит и показывает, потом допускает намеренные ошибки, например, говорит «присядь», а сам поднимает руки вверх).
6. «Большой или маленький?» Например, мячи: «Посмотри, вот мяч, и вот мяч. Они одинаковые? Нет, это разные мячи. Этот мяч большой, а этот мячик маленький. Какой этот мячик – покажи (ребёнок показывает руками большой жест). А это какой мячик – покажи (ребёнок показывает маленький жест)».
7. «Где что лежит?» Взрослый ставит на стол коробку с крышкой, а рядом - несколько мелких игрушек. Одну игрушку кладёт в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвёртую около коробки, свои действия при этом сопровождая словами. Необходимо чётко произносить предлоги: «Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.
II. Развитие активной речи ребёнка
Должно быть тесно связано с практической деятельностью ребёнка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребёнка говорить.
Работу по активизации речевой деятельности детей можно начать с подражания речи взрослым, которое включает несколько этапов:
повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре, например, «Самолётики» (дети бегают по комнате, расставив прямые руки в стороны, сопровождая движения произнесением длительного звука «у») или в игре «Машины» (дети ходят по комнате, изображая, как они «крутят руль», произнося звук «ж» и звукосочетания «би –би»);
повторение слов – звукоподражаний (голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь- динь и др.; транспортным шумам – би –би, ту-ту и др.);
повторение слов (вначале это простые короткие слова – мама, папа, дай, киса и т.д.; по мере развития речи ребёнок учится поизносить более сложные слова: машина, ведёрко и др., воспроизводя интонационноритмический рисунок слов; особое внимание необходимо уделить усвоению ребёнком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий, тем выше уровень развития ребёнка!);
повторение коротких фраз, например, «Где мама?», «Там мяч», «Вот ложка»; постепенно, количество слов увеличивается, а ребёнок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении, например, «Ваня – хороший мальчик», «Дай Маше зайку».
Игры для развития активности речи детей
1. Упражнения на договаривание слов и строк
2.Упражнения на сочетание текста (потешек, прибауток, песенок) с движениями, мелодией
«Сорока-белобока» (выполняется стоя)
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила:
(«мешаем ложкой кашу»)
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
(дающий жест «на» - 4 раза)
А этому не дала (жест отказа «нет» - машем рукой).
-Ты дров не рубил, ты воды не носил,
(жест порицания – машем указательным пальцем)
Ты печь не топил, тебе каши не дадим!
(разводим руки в стороны, машем головой).
Песенка «Бобик» (сл. Н.Найдёновой, муз. Т.Потапенко)
(можно использовать мягкую игрушку)
Вот наш Бобик, славный пёс! Гав! Гав! (хлопаем в ладоши-2 р.)
Белый лобик, чёрный нос! Гав! Гав! (показываем на лоб, затем на нос)
Бобик, Бобик, лапку дай! (хлопки-2 р.) Гав! Гав! («здороваемся»)
Сядь на коврик (хлопки-2 р.) и не лай! (прижать указ. палец к губам).
Игра «Машенька – Маша» (используются кукла и платок)
Машенька – Маша,
Куколка наша,
В саночки садилась,
С горки покатилась
У-ух!
(расстелите на полу платок или кусок ткани, усадите на платок куклу; предложите ребёнку взяться за один конец платка, сами возьмитесь за другой; напевая песенку, тихонько тяните за собой конец платка, побуждая ребёнка действовать симметрично с вами; на слова «У-ух!» резко потяните платок –Машенька поехала с горки!)
3. Рифмованные загадки
Принципы отбора загадок: краткость (не больше 2-4 строк); доступность содержания; наличие рифмы (отгадкой является последнее слово-рифма).
Необходимо заметить, что в развитии речи детей важную роль играет знакомство с окружающим миром, причём в разных формах.
Это:
наблюдение;
предметный мир и природа;
чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей;
работа с картинками – рассматривание, называние, составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок;
просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.;
сюжетно – ролевая игра – расширение и уточнение представлений о социальной действительности;
просмотр фильмов, мультфильмов, представлений.
То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребёнка, во многом зависит и от родителей, и от педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_rechi.docx | 955.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 9
«Семицветик»
«Игры и упражнения для активизации речевой деятельности
детей 3-4 лет»
Подготовил: воспитатель
Лысенкова Надежда Сергеевна
Серпухов, 2020
«Игры и упражнения для активизации речевой деятельности детей 3-4
лет»
Известно, что именно в раннем возрасте (до 3-4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьёзного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к 6 годам ребёнок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь чётко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому чем раньше начать занятия с ребёнком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребёнок отстаёт в речевом развитии. Работу по активизации речи детей 3-4 лет целесообразно проводить в 2-х направлениях: развитие понимания речи и развитие активной речи ребёнка. Далее поговорим о них подробнее.
- Развитие у ребёнка понимания речи
Включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Создание речевой среды предполагает следующие моменты:
постоянный разговор с ребёнком, многократное проговаривание обычных ситуаций (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну т.д.);
определённые требования к речи взрослых, окружающих ребёнка (правильность речи; чёткость – слова произносятся чётко, с утрированной артикуляцией звуков, с выделением ударного слога;
простота – взрослый говорит короткими фразами из 2-4 слов;
повторяемость;
богатство – использование в речи различных интонаций, различной силы голоса, темпа речи);
постепенное усложнение речевого материала, повышающее требования к речи ребёнка;
накопление пассивного словаря (набора слов и выражений, смысл которых ребёнок понимает, но не употребляет из-за отставания в речевом развитии);
организация специальных речевых игр и упражнений.
Игры для развития пассивного словаря у детей
1. «Покажи, где ….». Рассматриваем вместе с ребёнком изображения и просим найти, показать кошек, собачек, цветы, деревья и т.д.
2. «Румяные щёчки». Просим ребёнка показать различные части тела или лица: «Покажи, где у Маши щёчки, носик, руки, ноги» и т.д.
3. «Посидим, полежим». Рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их: «Где стол, где стул? Покажи, где кроватка, а где диван?» и т.д.
Для детей 4 лет
5. «Выполняйте команды!» «Сейчас я буду отдавать команды и показывать движения. Смотри внимательно. Следи, чтобы я не ошиблась» (сначала взрослый говорит и показывает, потом допускает намеренные ошибки, например, говорит «присядь», а сам поднимает руки вверх).
6. «Большой или маленький?» Например, мячи: «Посмотри, вот мяч, и вот мяч. Они одинаковые? Нет, это разные мячи. Этот мяч большой, а этот мячик маленький. Какой этот мячик – покажи (ребёнок показывает руками большой жест). А это какой мячик – покажи (ребёнок показывает маленький жест)».
7. «Где что лежит?» Взрослый ставит на стол коробку с крышкой, а рядом - несколько мелких игрушек. Одну игрушку кладёт в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвёртую около коробки, свои действия при этом сопровождая словами. Необходимо чётко произносить предлоги: «Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.
II. Развитие активной речи ребёнка
Должно быть тесно связано с практической деятельностью ребёнка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребёнка говорить.
Работу по активизации речевой деятельности детей можно начать с подражания речи взрослым, которое включает несколько этапов:
повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре, например, «Самолётики» (дети бегают по комнате, расставив прямые руки в стороны, сопровождая движения произнесением длительного звука «у») или в игре «Машины» (дети ходят по комнате, изображая, как они «крутят руль», произнося звук «ж» и звукосочетания «би –би»);
повторение слов – звукоподражаний (голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь- динь и др.; транспортным шумам – би –би, ту-ту и др.);
повторение слов (вначале это простые короткие слова – мама, папа, дай, киса и т.д.; по мере развития речи ребёнок учится поизносить более сложные слова: машина, ведёрко и др., воспроизводя интонационноритмический рисунок слов; особое внимание необходимо уделить усвоению ребёнком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий, тем выше уровень развития ребёнка!);
повторение коротких фраз, например, «Где мама?», «Там мяч», «Вот ложка»; постепенно, количество слов увеличивается, а ребёнок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении, например, «Ваня – хороший мальчик», «Дай Маше зайку».
Игры для развития активности речи детей
1. Упражнения на договаривание слов и строк
2.Упражнения на сочетание текста (потешек, прибауток, песенок) с движениями, мелодией
«Сорока-белобока» (выполняется стоя)
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила:
(«мешаем ложкой кашу»)
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
(дающий жест «на» - 4 раза)
А этому не дала (жест отказа «нет» - машем рукой).
-Ты дров не рубил, ты воды не носил,
(жест порицания – машем указательным пальцем)
Ты печь не топил, тебе каши не дадим!
(разводим руки в стороны, машем головой).
Песенка «Бобик» (сл. Н.Найдёновой, муз. Т.Потапенко)
(можно использовать мягкую игрушку)
Вот наш Бобик, славный пёс! Гав! Гав! (хлопаем в ладоши-2 р.)
Белый лобик, чёрный нос! Гав! Гав! (показываем на лоб, затем на нос)
Бобик, Бобик, лапку дай! (хлопки-2 р.) Гав! Гав! («здороваемся»)
Сядь на коврик (хлопки-2 р.) и не лай! (прижать указ. палец к губам).
Игра «Машенька – Маша» (используются кукла и платок)
Машенька – Маша,
Куколка наша,
В саночки садилась,
С горки покатилась
У-ух!
(расстелите на полу платок или кусок ткани, усадите на платок куклу; предложите ребёнку взяться за один конец платка, сами возьмитесь за другой; напевая песенку, тихонько тяните за собой конец платка, побуждая ребёнка действовать симметрично с вами; на слова «У-ух!» резко потяните платок –Машенька поехала с горки!)
3. Рифмованные загадки
Принципы отбора загадок: краткость (не больше 2-4 строк); доступность содержания; наличие рифмы (отгадкой является последнее слово-рифма).
Необходимо заметить, что в развитии речи детей важную роль играет знакомство с окружающим миром, причём в разных формах.
Это:
наблюдение;
предметный мир и природа;
чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей;
работа с картинками – рассматривание, называние, составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок;
просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.;
сюжетно – ролевая игра – расширение и уточнение представлений о социальной действительности;
просмотр фильмов, мультфильмов, представлений.
То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребёнка, во многом зависит и от родителей, и от педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.
виды и способы работы с детьми с речевыми проблемами с использованием ИКТ...
Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей.
Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в мага...
Буклет «Словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей»
Буклет содержит словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей...
Консультация для родителей «Игры и упражнения для активизации речевого общения»
Консультация для родителей «Игры и упражнения для активизации речевого общения» Выполнила: ВалиеваЛиана Владимировна г. НефтекамскИгры и ...
Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Предложенный материал этого выпуска журнала поможет родителям познакомиться ...
«Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей».
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...