Консультация для родителей "Воспитание детей, народным фольклором"
консультация (младшая группа)

Кулебякина Елена Алексеевна

Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx728.91 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

Консультация для родителей

Воспитание детей, народным фольклором

Детский фольклор даёт возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к сказкам, былинам, потешкам и другим жанрам.

К детскому фольклору относятся:

  • Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком;
  • Потешки — игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками);
  • Заклички — обращения к явлениям природы;
  • Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным;
  • Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх;
  • Скороговорки и частоговорки — незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи;
  • Прибаутки, шутки, перевёртыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;
  • Докучные сказки — у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Picture background

Picture background

Процесс знакомства с русской народной культурой должен начинаться с рождения ребенка. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни,  потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае приобщение к истокам русской народной культуры оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа малыша на руках , приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки….» И ребёнок начинает хлопать в ладоши, пружиня ножками. Сам ритм стиха подталкивает его к движению. Народные потешки, прибаутки ребёнок должен слышать с самого рождения. 
Уважаемые мамы, не важно, что малыш ещё не говорит, зато он слышит; так пойте ему! Несколько раз в день маленький ребёнок должен слышать народный фольклор. У малыша развивается речь, память, мышление, правильное дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, творчество. 
Используйте разнохарактерный репертуар. Очень важно не навязывать ребёнку то, что ему не нравится. 
Пропевание произведений детского фольклора должно сопровождаться простейшими движениями: качанием, хлопками. Очень важно, чтобы слогоритмика поддерживалась ритмическими движениями. Вот несколько рекомендаций для того как подобрать репертуар фольклора. 
   

  • Колыбельная. Снижает влияние внешних раздражителей. Успокаивает, создавая комфортное состояние. 
  • Прибаутки. Их ритм прост, легко мелодии ложатся на слух, тренируется память и речь. 

Picture background

Picture background

  • Небылицы. Развивают чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность. 

  • Скороговорки. Очень важно их распевать, это развивает правильное дыхание. 
  • Игровые и плясовые песни. Игра доставляет радость. 
  • Хоровод. В его сюжете отражается народный быт. 
  • Пальчиковые игры. Развивается мелкая моторика рук, речь, мышление. 
  • Ритм исполнения всегда должен быть спокойным, не громким, мягким.

Ребёнок не должен уставать от одного и того же. Заинтересуйте его игрушкой, яркими картинками, книжками – малышками. 
Знакомство с народным фольклором помогает каждому ребёнку обрести любовь к народным напевам, родному языку, творчеству. 

Знакомьте детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, стихи), так как именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, вы, тем самым, приобщаете их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, песенки будут звучать как ласковый говорок, выражать заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Возможности по приобщению ребенка к народной культуре и быту огромны, и родители, если они понимают и оценивают ее роль в нравственном воспитании подрастающего человека, могут найти еще много средств и возможностей. Семья играет большую роль в приобщении ребенка к лучшим образцам национальной культуры. Немаловажная роль в этом принадлежит и тесному взаимодействию детского сада и семьи, которые должны воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за свой народ, создавший лучшие образцы народного искусства.

Picture background

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"

Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....

Консультация для воспитателей "Использование народного фольклора в работе с детьми"

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться в дошкольном возрасте, так как именно в этот период с поразительной быстротой переним...

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Роль народного фольклора в развитии детей»

laquo;Роль народного фольклора в развитии детей»...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...

Консультация для родителей "Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста"

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям....

Консультация для воспитателей «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому бли...