Нейропсихологические игры- здоровье и развитие ребенка
консультация

Еременко Евгения Владимировна

Двигательная активность всегда приносит детям удовольствие. Ребенок познает мир через движение.

Нейроигры - это комплекс упражнений и приемов, приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют не только развитию физических качеств, но и всех психических процессов и эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyropsihologicheskie_igry_konsultatsiya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры- здоровье и развитие ребенка

Двигательная активность всегда приносит детям удовольствие. Ребенок познает мир через движение. Такие задачи ФОП области физическое развитие как -развивать координацию, мелкую моторику, ориентировку в пространстве; -воспитывать волевые качества, самостоятельность, самоконтроль, инициативность,   стремление соблюдать правила; - поощрять партнерское взаимодействие в команде ставятся практически на каждом занятии педагога-психолога. Для реализации этих задач педагог-психолог в своей работе активно использует в том числе подвижные игры, игровые упражнения, игры с мячом, физкультминутки, логоритмику, нейроигры, различные гимнастики (зрительная, дыхательная, психогимнастика) и другие.  В настоящее время все больше педагогов используют в своей работе нейроигры. Нейроигры - это комплекс упражнений и приемов, приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через

выполнение физических движений. Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют не только развитию физических качеств, но и всех психических процессов и эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.  Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия, самоконтроль.  Используя нейроигры в своей работе, педагоги решают задачи ФОП области физическое развитие.

Вашему вниманию предлагаются следующие игры:

Сильный ветер

Цель: развитие слухоречевого и зрительного внимания, умения соотносить зрительный образ со словом

Ход игры: помоги птицам и животным спрятаться;

летний вариант игры –в лесу задул сильный ветер,

зимний вариант – в лес пришла зима, пришел Дед Мороз.
Ход: возьмите карточки, на которых изображены животные  и
птицы. Разложите их перед ребенком и скажите: «В лесу задул сильный ветер. Звери и птицы могут замерзнуть. Помоги животным спрятаться от ветра. Послушай, кто спрячется первым: «одна птичка». Ребенок должен найти соответствующую картинку и перевернуть ее лицом вниз.

Сколько раз прикоснусь

Цель: развивать кинестетическое восприятие, чувство тела, навык перешифровки кинестетического стимула в образ, произвольность и самоконтроль.

Ход игры: возьмите карточки, на которых изображены животные, птицы, насекомые, фрукты и овощи. Если ребенок хорошо соотносит количество и графическое обозначение числа, возьмите карточки с цифрами. Скажите: «Переверни столько карточек животных, сколько раз я к тебе прикоснусь». Меняйте интенсивность и место прикосновений – это нужно для того, чтобы нервная система каждый раз тренировалась, когда подстраивалась под новый стимул.

Сколько раз похлопаю (постучу)

Цель: развивать слуховое восприятие, произвольность и самоконтроль.

Ход игры: возьмите карточки, на которых изображены животные, птицы, насекомые, фрукты и овощи. Если ребенок хорошо соотносит количество и графическое обозначение числа, возьмите карточки с цифрами.

Скажите: «Покажи столько пальцев, сколько раз я похлопаю (постучу по столу)».

«Переверни столько карточек животных, сколько раз я похлопаю (постучу по столу)».

Усложнение: убрать источник звука из поля зрения ребенка. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на слух.

Разложи правильно

Цель: развивать слуховое внимание, ориентировку на слуховой стимул, навык перешифровки слухового стимула в образ, умение удерживать последовательность многоступенчатой инструкции и действовать в соответствии с ней.

Ход игры: возьмите карточки, на которых изображены животные, птицы, насекомые, фрукты и овощи, точки. Скажите: «Спрячь карточку, на которой нарисовано столько животных, сколько хлопков ты услышишь». Хлопки можно заменить постукиванием карандаша, ударами по клавишам металлофона.
Усложнение: убрать источник звука из поля зрения ребенка. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на слух.

Найди быстро

Цель: развивать произвольность, самоконтроль, реакцию на речевой стимул.

Ход игры:

Перед ребенком выкладываются картинки (от 16 штук)

Взрослый называет картинку ребенок быстро ставит на нее палец.

Усложнение: поставить пальчик и забрать карточку можно только после того, как дети услышат число «пять» или «три» – по желанию ведущего.

Кулак – ребро – ладонь

Цель: развитие м/м, межполушарного взаимодействия

Ход игры: ребенку показывают 3 положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга (ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром). Сначала выполняется вместе с ребенком. Взрослый называет каждое движение «Кулак, ребро, ладонь»  Затем взрослый: « Я буду тебя путать –иногда показывать правильно, а иногда нет, задача- делать то, что говорю». Темп постепенно увеличивается.

Колечко

Цель: развитие м/м, межполушарного взаимодействия

Ход игры: поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. в прямом (от указательного к мизинцу) и обратном порядке (наоборот). Сначала отдельно каждой рукой, затем вместе обеими.

Усложнение 1:  пропускают один палец.

Усложнение 2: одна рука начинает с указательного пальца, вторая – с мизинца.

Выполняют одновременно.

Лягушка

Цель: развитие м/м, межполушарного взаимодействия

Ход игры: положить руки на пол (стол), одна рука сжата в кулак, другая лежит ладошкой. Одновременно менять положение рук, ускоряя темп.

Ухо – нос

Цель: развитие м/м, межполушарного взаимодействия

Ход игры:  левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот. 

Стаканчик

Цель: развитие слухоречевого внимания, фонематического слуха, межполушарного взаимодействия

Материалы: шарики из фольги, два бумажных или пластмассовых стаканчика

Ход игры:  у ребенка в каждой руке по стаканчику, взрослый произносит  одно из двух слов и катит шарик к ребенку. Если говорит «миска»- значит ребенок ловит шарик правой рукой, если  или «мишка»-левой. Темп постепенно увеличивается.

Дорожка

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Материалы: вырезанные геометрические фигуры (например, синие круги, желтые прямоугольники, красные треугольники)

Ход игры:  перед ребенком делают две одинаковые дорожки из геометрических  фигур. Нужно одновременно двумя руками идти по эти дорожкам выполняя правило: на круг ставим указательный палец, на прямоугольник- ладонь ребром, а на треугольник – кулачок. Темп постепенно увеличивается.

Усложнение: дорожки делают разными.

Дорожка из пуговок

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Материалы: пуговки разных размеров и с разным количеством дырочек.

Ход игры:  перед ребенком делают две одинаковые дорожки из пуговиц. Нужно одновременно двумя руками «идти» по эти дорожкам выполняя правило: на маленькие пуговки ставим указательный палец, на две рядом пуговицы (или на пуговицы с 2-мя дырочками)- ставим два пальца, а на большую пуговицу – кулачок. Темп постепенно увеличивается.

Усложнение: дорожки делают разными.

Чайник с крышечкой

Цель: развивать внимание, произвольность, самоконтроль

Ход игры:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

На чайничке –крышечка (левая рука складывается в кулак, правая делает круговые движения над кулаком)

На крышечке- шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке – дырочка (колечко пальцами обеих рук)

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуют спиральки)

Пар идет с дырочки

Дырочка в шишечке,

Шишечка на крышечке,

Крышечка на чайнике» (жесты сохраняются

Пианино

Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия

Материалы: нарисованные клавиши пианино (можно цветные)

Ход игры: дети имитируют игру на пианино, нажимая  пальцами обеих рук на «клавиши» в определённом порядке. Клавиши могут быть подписаны по порядку, взрослый называет номер - ребенок нажимает нужными пальцами одновременно двумя руками.

Усложнение 1: клавиши подписаны не по-порядку, ребенок сам смотрит и «нажимает» по-порядку.

Усложнение 2: клавиши подписаны у каждой руки по-разному, задача – «нажимать» одновременно пальцами двух рук по-порядку.

Скорая помощь

Цель: развитие внимания, самоконтроля, межполушарного взаимодействия

Материалы: плакат или индивидуальные карточки с буквами.

Ход игры:  верхняя буква проговаривается вслух, нижняя буква обозначает движения руками: «Л» - левая рука поднимается в левую сторону, «П» - правая рука поднимается в правую сторону, «В»- обе руки поднимаются вверх. Прежде чем произнести весь алфавит, детям показывают 5 букв ( 5 подходов).

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Л

П

П

В

Л

В

Л

П

В

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

Л

Л

П

Л

Л

П

В

П

Л

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Я

П

В

Л

В

В

П

Л

Тесто

Цель: развивать внимание, произвольность, самоконтроль

межполушарное взаимодействие

 Ход игры:

«Тесто ручками помнем (одной рукой сжимаем кулак, другая –ладошкой вниз, чередуются)

Сладкий тортик испечем (одна ладонь накрывает другую, меняются)

Серединку смажем джемом (правая рука гладит левую раскрытую ладонь)

А верхушку сладким кремом (левая рука гладит правую раскрытую ладонь)

И кокосовой крошкой мы посыплем торт немножко (пальцами обеих рук имитируют движения)

А потом заварим чай (сделать обеими ладошками лодочку)

В гости друга приглашай (двумя руками делать зовущие жесты)

Класс

Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия

Ход игры: одну ладошку выставить вперед, второй показать «Класс» -кулак с поднятым большим пальцем. Под счет руки меняются.

Усложнение:  перед сменой рук сделать хлопок.

Капитанское

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Ход игры: одна рука приложена козырьком к бровям, вторая рука «держит штурвал»- вытянутая рука сжатым кулаком. Под счет руки меняются.

Усложнение:  перед сменой рук сделать хлопок.

Игра-инсценировка  «Есть в лесу под елкой хатка»

«А сейчас я вам расскажу и покажу стихотворение, а вы повторяйте движения за мной»

Есть в лесу под елкой хата (руки над головой – крыша)
В ней уснули медвежата     (голову наклонить на ладони и закрыть глаза)
А меньшой не хочет спать   (левой рукой показать низко,  правой погрозить пальчиком)
Маме стал надоедать            (правой рукой показать низко, левой погрозить пальчиком)                            
Капризуля косолапый          (кулачками потереть глазки, поставить ладошки друг к другу под 45 градусов))
Просит ужин мне состряпай (имитация лепки пирожка)
Принеси скорей сюда            (движение руками к себе)
Меду, рыбки из пруда           (имитация рыбки из ладошек)
Баю баю надо спать               (голову наклонить на ладони и закрыть глаза)
Напевает сыну мать              (поочередно собирать пальцы в щепоть)
Ты уснешь и сон придет        (движение двумя пальцев левой руки по правой ладони)
Все в корзинке принесет        (ладошки лодочкой- корзинкой)

Кто быстрее

Цель. Развивать слухоречевое внимание, фонематический слух.
Материалы. Поле с клетками или ячейками в зависимости от количества фигурок насекомых, для двух фигурок – 2 × 10, для трех – 3 × 10 и т. д. Фигурки насекомых: муха, пчела, стрекоза, комар.
Инструкция. Взрослый рассказывает ребенку легенду игры: «Устроили насекомые соревнования: кто быстрее домой доберется. Каждый кричит: „Я! Я!“ Но, оказалось, что победить сможет только самый внимательный – тот, кто правильно услышит свою песенку». Дает задание. Нужно соотнести насекомое и его «песенку», например, муха «ж-ж», комар «з-з-з». Затем правильно сосчитать количество звуков, например, «ж-ж» – два хода, «з-з-з» – три хода и т. д. Сделать соответствующее количество шагов по полю. «Выигрывает» то насекомое, которое первым придет в свой домик.

Игра «Кто быстрее»
Цель. Развивать пространственные функции, слухоречевое внимание.
Материалы. Ортоковрики, повязки на глаза по количеству детей.
Инструкция. Взрослый раскладывает ортоковрики в ряд, на расстоянии двух ша-
гов друг от друга. Каждый ребенок встает справа от своего коврика. Взрослый за-
вязывает детям глаза и предлагает «пойти на прогулку». Объясняет: «Чтобы не по-
теряться и вернуться в домик, важно внимательно слушать, куда идти». Взрослый
четко задает направление, а дети выполняют движения: шаг вправо, три шага
вперед, один влево и т. д. Выигрывают те дети, которые вернутся «в домик».

«Новое слово»

Цель. Развивать слухоречевое восприятие, речевую память.
Инструкция. Взрослый называет ряд слов, от трех до пяти, и просит ребенка повторить слова в той же последовательности.

Например: «дом, корова, молоко» или «конь, уточка, мост». Затем взрослый снова читает слова, но заменяет одно
из них на схожее по звучанию или по смыслу, либо на слово, которое относится к той же классификационной группе.

Например: «дом, корова, молоко» – «дом, теленок, молоко»; «конь, уточка, мост» – «конь, удочка, мост». Ребенок называет
слово, которое пропало, а затем то, на которое его заменили.

лес, цветок, пчела – лес, росток, пчела

медведь, малина, берлога – медведь, калина, берлога

окно, кот, сметана- окно, ток, сметана

школа, урок, перемена- школа, занятие, перемена

небо, птица, зерно, перо- небо, птица, пшено, перо

белка, дупло, орех, дерево- белка, гнездо, орех, дерево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...

2022 год. Мастер – класс для педагогов: «Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка – дошкольника»

Мастер – класс для педагогов: «Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка – дошкольника»...

2022 год .........буклет. «Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка – дошкольника»

2022 год .........буклет. «Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка – дошкольника»...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»    Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»    Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...

Мастер – класс для педагогов «Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка – дошкольника»

Мастер – класс для педагогов «Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка – дошкольника»...