Сильный ветер Цель: развитие слухоречевого и зрительного внимания, умения соотносить зрительный образ со словом Ход игры: помоги птицам и животным спрятаться; летний вариант игры –в лесу задул сильный ветер, зимний вариант – в лес пришла зима, пришел Дед Мороз. Ход: возьмите карточки, на которых изображены животные и птицы. Разложите их перед ребенком и скажите: «В лесу задул сильный ветер. Звери и птицы могут замерзнуть. Помоги животным спрятаться от ветра. Послушай, кто спрячется первым: «одна птичка». Ребенок должен найти соответствующую картинку и перевернуть ее лицом вниз. |
Сколько раз прикоснусь Цель: развивать кинестетическое восприятие, чувство тела, навык перешифровки кинестетического стимула в образ, произвольность и самоконтроль. Ход игры: возьмите карточки, на которых изображены животные, птицы, насекомые, фрукты и овощи. Если ребенок хорошо соотносит количество и графическое обозначение числа, возьмите карточки с цифрами. Скажите: «Переверни столько карточек животных, сколько раз я к тебе прикоснусь». Меняйте интенсивность и место прикосновений – это нужно для того, чтобы нервная система каждый раз тренировалась, когда подстраивалась под новый стимул. |
Сколько раз похлопаю (постучу) Цель: развивать слуховое восприятие, произвольность и самоконтроль. Ход игры: возьмите карточки, на которых изображены животные, птицы, насекомые, фрукты и овощи. Если ребенок хорошо соотносит количество и графическое обозначение числа, возьмите карточки с цифрами. Скажите: «Покажи столько пальцев, сколько раз я похлопаю (постучу по столу)». «Переверни столько карточек животных, сколько раз я похлопаю (постучу по столу)». Усложнение: убрать источник звука из поля зрения ребенка. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на слух.
|
Разложи правильно Цель: развивать слуховое внимание, ориентировку на слуховой стимул, навык перешифровки слухового стимула в образ, умение удерживать последовательность многоступенчатой инструкции и действовать в соответствии с ней. Ход игры: возьмите карточки, на которых изображены животные, птицы, насекомые, фрукты и овощи, точки. Скажите: «Спрячь карточку, на которой нарисовано столько животных, сколько хлопков ты услышишь». Хлопки можно заменить постукиванием карандаша, ударами по клавишам металлофона. Усложнение: убрать источник звука из поля зрения ребенка. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на слух. |
Найди быстро Цель: развивать произвольность, самоконтроль, реакцию на речевой стимул. Ход игры: Перед ребенком выкладываются картинки (от 16 штук) Взрослый называет картинку ребенок быстро ставит на нее палец. Усложнение: поставить пальчик и забрать карточку можно только после того, как дети услышат число «пять» или «три» – по желанию ведущего.
|
Кулак – ребро – ладонь Цель: развитие м/м, межполушарного взаимодействия Ход игры: ребенку показывают 3 положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга (ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром). Сначала выполняется вместе с ребенком. Взрослый называет каждое движение «Кулак, ребро, ладонь» Затем взрослый: « Я буду тебя путать –иногда показывать правильно, а иногда нет, задача- делать то, что говорю». Темп постепенно увеличивается. |
Колечко Цель: развитие м/м, межполушарного взаимодействия Ход игры: поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. в прямом (от указательного к мизинцу) и обратном порядке (наоборот). Сначала отдельно каждой рукой, затем вместе обеими. Усложнение 1: пропускают один палец. Усложнение 2: одна рука начинает с указательного пальца, вторая – с мизинца. Выполняют одновременно. |
Лягушка Цель: развитие м/м, межполушарного взаимодействия Ход игры: положить руки на пол (стол), одна рука сжата в кулак, другая лежит ладошкой. Одновременно менять положение рук, ускоряя темп. |
Ухо – нос Цель: развитие м/м, межполушарного взаимодействия Ход игры: левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот. |
Стаканчик Цель: развитие слухоречевого внимания, фонематического слуха, межполушарного взаимодействия Материалы: шарики из фольги, два бумажных или пластмассовых стаканчика Ход игры: у ребенка в каждой руке по стаканчику, взрослый произносит одно из двух слов и катит шарик к ребенку. Если говорит «миска»- значит ребенок ловит шарик правой рукой, если или «мишка»-левой. Темп постепенно увеличивается. |
Дорожка
Цель: развитие межполушарного взаимодействия Материалы: вырезанные геометрические фигуры (например, синие круги, желтые прямоугольники, красные треугольники) Ход игры: перед ребенком делают две одинаковые дорожки из геометрических фигур. Нужно одновременно двумя руками идти по эти дорожкам выполняя правило: на круг ставим указательный палец, на прямоугольник- ладонь ребром, а на треугольник – кулачок. Темп постепенно увеличивается. Усложнение: дорожки делают разными. |
Дорожка из пуговок Цель: развитие межполушарного взаимодействия Материалы: пуговки разных размеров и с разным количеством дырочек. Ход игры: перед ребенком делают две одинаковые дорожки из пуговиц. Нужно одновременно двумя руками «идти» по эти дорожкам выполняя правило: на маленькие пуговки ставим указательный палец, на две рядом пуговицы (или на пуговицы с 2-мя дырочками)- ставим два пальца, а на большую пуговицу – кулачок. Темп постепенно увеличивается. Усложнение: дорожки делают разными. |
Чайник с крышечкой Цель: развивать внимание, произвольность, самоконтроль Ход игры: «Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней) На чайничке –крышечка (левая рука складывается в кулак, правая делает круговые движения над кулаком) На крышечке- шишечка (вертикальные движения кулаками). В шишечке – дырочка (колечко пальцами обеих рук) Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуют спиральки) Пар идет с дырочки Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайнике» (жесты сохраняются |
Пианино Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия Материалы: нарисованные клавиши пианино (можно цветные) Ход игры: дети имитируют игру на пианино, нажимая пальцами обеих рук на «клавиши» в определённом порядке. Клавиши могут быть подписаны по порядку, взрослый называет номер - ребенок нажимает нужными пальцами одновременно двумя руками. Усложнение 1: клавиши подписаны не по-порядку, ребенок сам смотрит и «нажимает» по-порядку. Усложнение 2: клавиши подписаны у каждой руки по-разному, задача – «нажимать» одновременно пальцами двух рук по-порядку. |
Скорая помощь Цель: развитие внимания, самоконтроля, межполушарного взаимодействия Материалы: плакат или индивидуальные карточки с буквами. Ход игры: верхняя буква проговаривается вслух, нижняя буква обозначает движения руками: «Л» - левая рука поднимается в левую сторону, «П» - правая рука поднимается в правую сторону, «В»- обе руки поднимаются вверх. Прежде чем произнести весь алфавит, детям показывают 5 букв ( 5 подходов). А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Л | П | П | В | Л | В | Л | П | В
| К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | Л | Л | П | Л | Л | П | В | П | Л
|
| У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Я |
|
| П | В | Л | В | В | П | Л |
|
|
Тесто Цель: развивать внимание, произвольность, самоконтроль межполушарное взаимодействие Ход игры: «Тесто ручками помнем (одной рукой сжимаем кулак, другая –ладошкой вниз, чередуются) Сладкий тортик испечем (одна ладонь накрывает другую, меняются) Серединку смажем джемом (правая рука гладит левую раскрытую ладонь) А верхушку сладким кремом (левая рука гладит правую раскрытую ладонь) И кокосовой крошкой мы посыплем торт немножко (пальцами обеих рук имитируют движения) А потом заварим чай (сделать обеими ладошками лодочку) В гости друга приглашай (двумя руками делать зовущие жесты) |
Класс Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия Ход игры: одну ладошку выставить вперед, второй показать «Класс» -кулак с поднятым большим пальцем. Под счет руки меняются. Усложнение: перед сменой рук сделать хлопок. |
Капитанское Цель: развитие межполушарного взаимодействия Ход игры: одна рука приложена козырьком к бровям, вторая рука «держит штурвал»- вытянутая рука сжатым кулаком. Под счет руки меняются. Усложнение: перед сменой рук сделать хлопок. |
Игра-инсценировка «Есть в лесу под елкой хатка» «А сейчас я вам расскажу и покажу стихотворение, а вы повторяйте движения за мной» Есть в лесу под елкой хата (руки над головой – крыша) В ней уснули медвежата (голову наклонить на ладони и закрыть глаза) А меньшой не хочет спать (левой рукой показать низко, правой погрозить пальчиком) Маме стал надоедать (правой рукой показать низко, левой погрозить пальчиком) Капризуля косолапый (кулачками потереть глазки, поставить ладошки друг к другу под 45 градусов)) Просит ужин мне состряпай (имитация лепки пирожка) Принеси скорей сюда (движение руками к себе) Меду, рыбки из пруда (имитация рыбки из ладошек) Баю баю надо спать (голову наклонить на ладони и закрыть глаза) Напевает сыну мать (поочередно собирать пальцы в щепоть) Ты уснешь и сон придет (движение двумя пальцев левой руки по правой ладони) Все в корзинке принесет (ладошки лодочкой- корзинкой) |
Кто быстрее Цель. Развивать слухоречевое внимание, фонематический слух. Материалы. Поле с клетками или ячейками в зависимости от количества фигурок насекомых, для двух фигурок – 2 × 10, для трех – 3 × 10 и т. д. Фигурки насекомых: муха, пчела, стрекоза, комар. Инструкция. Взрослый рассказывает ребенку легенду игры: «Устроили насекомые соревнования: кто быстрее домой доберется. Каждый кричит: „Я! Я!“ Но, оказалось, что победить сможет только самый внимательный – тот, кто правильно услышит свою песенку». Дает задание. Нужно соотнести насекомое и его «песенку», например, муха «ж-ж», комар «з-з-з». Затем правильно сосчитать количество звуков, например, «ж-ж» – два хода, «з-з-з» – три хода и т. д. Сделать соответствующее количество шагов по полю. «Выигрывает» то насекомое, которое первым придет в свой домик. |
Игра «Кто быстрее» Цель. Развивать пространственные функции, слухоречевое внимание. Материалы. Ортоковрики, повязки на глаза по количеству детей. Инструкция. Взрослый раскладывает ортоковрики в ряд, на расстоянии двух ша- гов друг от друга. Каждый ребенок встает справа от своего коврика. Взрослый за- вязывает детям глаза и предлагает «пойти на прогулку». Объясняет: «Чтобы не по- теряться и вернуться в домик, важно внимательно слушать, куда идти». Взрослый четко задает направление, а дети выполняют движения: шаг вправо, три шага вперед, один влево и т. д. Выигрывают те дети, которые вернутся «в домик». |
«Новое слово» Цель. Развивать слухоречевое восприятие, речевую память. Инструкция. Взрослый называет ряд слов, от трех до пяти, и просит ребенка повторить слова в той же последовательности. Например: «дом, корова, молоко» или «конь, уточка, мост». Затем взрослый снова читает слова, но заменяет одно из них на схожее по звучанию или по смыслу, либо на слово, которое относится к той же классификационной группе. Например: «дом, корова, молоко» – «дом, теленок, молоко»; «конь, уточка, мост» – «конь, удочка, мост». Ребенок называет слово, которое пропало, а затем то, на которое его заменили. лес, цветок, пчела – лес, росток, пчела медведь, малина, берлога – медведь, калина, берлога окно, кот, сметана- окно, ток, сметана школа, урок, перемена- школа, занятие, перемена небо, птица, зерно, перо- небо, птица, пшено, перо белка, дупло, орех, дерево- белка, гнездо, орех, дерево
|