Консультация для родителей старших дошкольников "".Готовим и играем с детьми на кухне!"
консультация (старшая группа)
Ох, как же все успеть?.. Надо приготовить обед, сделать уборку, да и с ребенком неплохо бы позаниматься чем-нибудь интересным. А что, если совместить домашние дела и развивающие занятия? Вы думаете, это невозможно? Уверяю вас, это не так! На кухне всегда найдется масса важных дел для ребенка любого возраста. Так давайте играть вместе с детьми!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_na_kuhne.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Готовим и играем на кухне».
Уважаемые мамы!
Ох, как же все успеть?.. Надо приготовить обед, сделать уборку, да и с ребенком неплохо бы позаниматься чем-нибудь интересным. А что, если совместить домашние дела и развивающие занятия? Вы думаете, это невозможно? Уверяем вас, это не так! На кухне всегда найдется масса важных дел для ребенка любого возраста.
Почему же обычные игрушки не интересуют детей так, как кухонная утварь?
Во-первых: естественные материалы (в том числе крупа и мука) имеют природную способность притягивать и снимать напряжение.
Во-вторых: срабатывает способность детей к подражанию. Раз взрослые этим занимаются, значит это очень важно, и если я буду делать так же, то стану похожим на них (то есть таким же важным и значимым.
Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива.
Кухня - подходящее место и для развития звуковосприятия, которое имеет значение в процессе развития малыша. Размешайте сахар в чашке, хлопните крышкой по кастрюле, потрите на тёрке сырую морковь, пошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д. Пусть ребёнок попробует отгадать, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
Очень важно называть всё своими именами - кухонные приборы и технику, виды продуктов, из которых готовите, их предназначение и полезность. Используйте в речи глаголы: наливаю, мою, чищу, нарезаю, солю - это поможет развить ассоциативное мышление.
Предложите ребёнку поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем печь пирожки и приготовим картофельное пюре, во вторник - ватрушки или вареники, суп с вермишелью; в среду - сырники, рассольник и спагетти и т. д. Заодно и дни недели выучите.
Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребёнка. Например, можно повторить предлоги:
Куда мы положим мясо? (В холодильник). Фрукты оставим … (на столе, а печенье уберём … (на полку возле шкафа).
Ещё можно поиграйте так. Кто больше вспомнит слов-признаков, подходящих к названому слову. Например, апельсин какой? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжёлый, экзотический… Булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, лёгкая…
Научите ребёнка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (апельсин - апельсинчик, булка - булочка, хлеб - хлебушек).
Игра «Вкусные слова».
Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» всё. Можно поиграть в «кислые», «солёные», «горькие» слова.
Игра «Необычный ужин».
Вместе с ребёнком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук [С] (например: сыр, салат, соус, суп, морс, сок).
Игра «Порядок на кухне».
Предложите ребёнку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник, чашки, [Л] (ложки, вилки, тарелки).
Игра «Ищем слова на кухне».
Какие продукты можно положить в борщ, а какие в компот.
Игра «Назови прибор».
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка). Режет овощи? (Овощерезка). Мелет кофе? (Кофемолка). Выжимает сок? (Соковыжималка).
Игра «Назови сок».
Какой сок получается из яблок? (яблочный, из груш (грушевый, из слив (сливовый, из вишни (вишнёвый, из моркови (морковный, лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?
Игра «Что пропало?»
Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребёнок посмотрит и назовёт каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.
Игра «Продолжи ряд».
Взрослый выкладывает перед ребёнком ряд овощей (картофель, морковь, лук, свёкла). Ребёнок самостоятельно продолжает выстраивание ряда, соблюдая предложенное чередование.
Игра «Четвёртый лишний».
Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картофель) и один фрукт (лимон). Ребёнок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).
«Съедобное-несъедобное»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
Отгадываем «Вкусные» загадки»
В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
Ответ: Сахар
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.
Ответ: Бублик
Дедушка смеется,
на нем шубонька трясется.
Ответ: Кисель
Холодок в пакете
Едят и взрослые и дети
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Ответ: Мороженое
В воде родится, а воды боится.
Ответ: Соль
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
Ответ: Огурцы
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
«Угадай»
Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.
Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
«Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Совместно с ребенком, выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
«Назови ласково»
Цель: формирование навыков словообразования.
Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.
«Обзывалки»
Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.
Правила игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко!, А ты – ананас! А ты – банан! И т.п.)
Задания на развитие мелкой моторики:
1. рассортировать белую и красную фасоль;
2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;
3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;
4. посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Фантазируйте и играйте на здоровье!
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны.
Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. Стоит научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
- узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
- понятия "больше", "меньше", "часть", "целое".
Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
Игра "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий- узкий ).
Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число. Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Игра. Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Игра. Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Занимательные опыты на кухне"
Взрослые, проводя с детьми данные опыты, получат радость и удовольствие от совместно проведённого времени!...
Консультация "Развивающие игры на кухне"
Материал для родителей...
Консультация "Развивающие игры на кухне"
Ребёнок хочет поиграть с мамой. Но вот незадача: маме нужно готовить ужин. А посидеть с ребенком некому… Что делать? Как быть?Предлагаем вам развивающие игры с детьми на кухне....
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе на январь 2019 г. Тема недели
Игры на развитие мелкой моторики рук.
Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно использовать тарелки разных цветов. Насыпайте, например, фасоль и считайте, в какой тарелке больше, в какой меньше. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками.
С мешайте несколько круп – поиграйте в игру «Помоги Золушке» – отберите одну крупу от другой.
Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.
Макаронные изделия – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Играем с крышками. Игры с крышками очень полезны для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку.
Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.
Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте ребенку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть ребенок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
Волшебная скорлупа. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!
Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышки от бутылок. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.
Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.
Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
Игры на обогащение словаря ребенка
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.
«Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
Ворона каркает, а воробей . . .
Сова летает, а заяц . . .
У коровы теленок, а у лошади . . .
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
«Чудесный мешочек». Э та игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)
Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.
«Какой предмет?»
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
Игры на развитие грамматического строя
«Приготовим сок»
Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).
«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.
«Один и много». Взрослый называет один предмет – а ребенок много.
Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы;
Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;
«Чего не стало?» Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов ( 4 – 7). Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
«Я внимательный». Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.
Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов
«Перепутаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Старший дошкольник и компьютерные игры».
В наше время практически в каждой семье есть компьютер, планшет или мобильный телефон, позволяющий загружать компьютерные игры. И это прекрасно - ребенка можно занять интересным делом...
Играем и математику изучаем. Консультация для родителей старших дошкольников
Играем и математику изучаем. Консультация для родителей старших дошкольников...
Консультация для родителей «Старший дошкольник и компьютерные игры»
Консультация для родителей «Старший дошкольник и компьютерные игры»...
2020-2021 Консультации для родителей (старшая, подготовительная группа):"Пальчиковые игры с детьми дома "
В помощь родителям...
Консультация для родителей «Старший дошкольник и компьютерные игры»
В наше время практически в каждой семье есть компьютер, планшет или мобильный телефон, позволяющий загружать компьютерные игры....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ старшей группы «Готовим руку к письму»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ старшей группы «Готовим руку к письму»...
Консультация для родителей детей раннего возраста «Совместные игры с детьми на кухне»
В настоящее время большинство родителей загружены на работе так сильно, что порой у них не хватает времени уделить внимания своему ребенку. Данная методическая разработка «Игры на кухне» б...