Тема: «Игры для развития связной речи детей 5-6 лет с родителями"
консультация (старшая группа)

Турчанова Татьяна Владимировна

Представлены игры, в которые родители могут поиграть с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sayt_yanvar.odt21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей старшей компенсирующей группы «Непоседы».

Тема: «Игры для развития связной речи детей 5-6 лет с родителями"

Учитель-логопед: Турчанова Т.В.

Январь 2023 год

Большое внимание уделяется связной речи среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития  и получения им знаний в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребенок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно все это должно закрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребенка уделяется мало внимания. Общение ребенка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос-ответ».  Если ребенок рассказывает что-то родителям, то взрослые обращают внимание на смысл его речи, нежели на оформление- связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная, связная речь детей оказывается недостаточно  сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребенку овладеть умениями и навыками связной речи?

 Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы:«Какого цвета? Из чего сделан? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребенок отвечал полными ответами. Также ребенок учиться сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитие связной речи у детей.

Рассмотрим примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Во время игры учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности.

Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Упражнение «Диалог»
Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:
Взрослый: Принеси, пожалуйста, мячик. Что ты принес?
Ребенок: мячик.
Взрослый: Дай мячик. Что ты дал?
Ребенок: мячик.
Взрослый: Лови мячик! Что ты поймал?
Ребенок: мячик.
Взрослый: Молодец!

Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра «Профессии»
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?»
Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как: Как называется человек этой профессии на картинке? Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму? Чем занимается человек на этой работе? Где он работает? Какие инструменты ему необходимы в этой профессии? Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям? Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

Упражнение «Загадки»
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Игра «Угадай по описанию»
Для начала следует предложить ребенку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: «Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее». Затем можно предложить ребенку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребенок.

Упражнение «Рисуем словами»
Мы должны рассказать ребенку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета. Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра «А что было дальше?»
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребенку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.
— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!
— Маша спросила «Кто тут?» (Что было дальше?)

Упражнение «Повтори скороговорку»

Скороговорки  являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение «Посмотри, что увидел, расскажи»

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?» «Во что одета девочка?» и т. д.  Затем ребенку предлагается описать увиденное более подробно.  Если ребенок затрудняется, то ему предлагается еще раз посмотреть картинку. Можно предложить нарисовать эту картинку в альбоме.

Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на ….(что?)

Синий лед похож на.....

Густой туман похож на.....

Игра «Потому что»

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребенка, рассуждая и отвечая на вопросы.

Я мою руки потому, что......

Почему ты идешь спать? И т. д.

Игра «Кем (чем)был?»

Взрослый называет ребенку явления, предметы, животных и т. д., а ребенок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была теленком.

Бабочка была гусеницей.

 Лед был водой и т. д.

Игра «Если вдруг»

Ребенку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

 Например: если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все ножницы, все ложки, все книги. Что произойдет? Чем это можно заменить?

Упражнение «Изменение ситуации в знакомых сказках»

-Давай сделаем так, что когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. И по этому чему-то другому принц так же нашел ее.

Что же потеряла Золушка, а как нашел ее принц?

  • Посадил дед не репку, а......Что? Рассказываем новую сказку. И т. д.

Игра «Вспомним случай»

Выберете с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе участвовали. Например: как вы гуляли в парке, ходили в гости к бабушке, отмечали Новый год и т. д. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей- до тех пор, пока уже не сможете нечего добавить к сказанному.

Игра «Чем закончилось?»

одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже,что произойдет дальше в мультфильме и чем закончиться. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика.

Игра «Закончи сказку»

Расскажите ребенку начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Предложите  продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребенком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребенок придет в школу с хорошо развитой речью.

Желаю удачи!

Литература:

1. Т.В. Волосовец «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»-ТЦ «Сфера»-2007 год-224 с.

2. Е.Ю. Бухтаярова «Программа развития связной речи детей 5-7 лет»-Издательство «Учитель»-2012 год-203с.

3. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»- ТЦ «Сфера»-2004год-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей. Игры для развития связной речи детей 5-6 лет с родителями.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии яз...

Консультация для родителей «Игры для развития связной речи детей 5–6 лет с родителями»

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии яз...

Игры для развития связной речи детей 5-6 лет с родителями.

https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-anatolevna-leusova/igry-dlja-razvitija-svjaznoi-rechi-detei-s-roditeljami.htmlОдной из основных задач современного детского сада является вовлечение сем...