Консультация для родителей
консультация

Консультация для родителей

«Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»

Как развивать музыкальный слух ребенку? 3 шага

 Итак, давайте поговорим о том, как развивается слух, что важно, а что не очень.

Прежде чем задаться целью развивать слух у ребенка, нужно как минимум для себя осознать, а какой результат хочется получить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»

Как развивать музыкальный слух ребенку? 3 шага

Итак, давайте поговорим о том, как развивается слух, что важно, а что не очень.

Прежде чем задаться целью развивать слух у ребенка, нужно как минимум для себя осознать, а какой результат хочется получить.

Это как со спортом. Есть профессиональные навыки, а есть общая физическая подготовка. И здесь то же самое. Есть музыкальное образование с дальнейшим возможным поступлением в Гнесинку, а есть общее музыкальное развитие с возможностью превратить его в хобби для души. И кстати большой вопрос, что в большей степени сделает жизнь человека счастливее, первый или второй вариант :)

Итак, возьмем среднюю цель - музыкальный слух, умение спеть на встрече друзей. Это средний необходимый уровень развития способности, на которую способен любой ребенок.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - обязательно ли ее слушать?

Классическая музыка безусловно полезна. Это часто упоминается в литературе, поэтому примем это как данность. Однако я думаю, что все же это необязательный атрибут. Важнее, нравится ли вам, взрослым самим классическая музыка. Если да, то вы можете попробовать поделиться этим с ребенком, а после постараться увидеть обратную связь от него. В классической музыке много звуков разной высоты, гармоний и переплетений звуков. Мозг ребенка будет учиться воспринимать звуки разной высоты, это полезно. Но если мама морщит нос и затыкает уши, у нее болит голова от классической музыки, то ребенок это обязательно заметит. Поэтому в такой ситуации лучше отказаться от прослушивания и выбрать что-нибудь более комфортное. Ведь гораздо важнее приятное совместное времяпрепровождение.

Итак, обратите внимание на обратную связь от ребёнка, важно, чтобы ему самому нравилась музыка. Не переусердствуйте. Главное - это не заставлять. Не нравится, ну, и не надо. Сделайте паузу на месяц, потом попробуете еще, если очень хочется. Без фанатизма, как говорится :)

Теперь про то, из чего вообще складывается музыкальный слух:

1) Уметь различать высоту звуков (какой выше, какой ниже)
2) Уметь запомнить мелодию, узнать знакомую мелодию
3) Уметь правильно воспроизвести (спеть) мелодию

Давайте обсудим, как можно тренировать каждый из навыков. Я приведу несколько примеров игр, а какие-то возможно вы в дальнейшем придумаете и сами. Главное здесь - понять примерный принцип, а также превратить процесс в приятную, интересную игру.

1) УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ ЗВУКОВ

Например, как гавкает собачка мама? Как гавкает собачка-папа? А как щеночки маленькие? Ребенок изображает, используя разную высоту звуков (то низким голосом, то пищит) и разную громкость. Это упражнение подходит самым маленьким. Это очень забавно смотрится в их исполнении.

Как рычит медведь? Как пищит мышка? Ребенок подражает и выдает разную высоту звуков. Это важно.

Я спрашивала иногда и что-то еще, например, как ты чихаешь, покажи! А как чихает мама? А как папа? И ребенок с удовольствием изображает, причем на разные голоса.

Если есть детское пианино, то можно сыграть на низких звуках и спросить, ребенка, кто это идет, медведь или мышка? А потом сыграть на высоких звуках и спросить то же самое. Дети обычно очень быстро начинают различать и все правильно говорят.

Для деток постарше, если есть детское пианино, можно поиграть так: ребенок отворачивается, мама нажимает на клавишу. Ребенок поворачивается и старается по звуку угадать, какая клавиша была нажата. 3 попытки. Постепенно ребенок замечает, что на пианино в одну сторону звуки становятся выше, а в другую - ниже.

2) УЧИМСЯ ЗАПОМИНАТЬ МЕЛОДИЮ И УЗНАВАТЬ ЕЕ

Чтобы запомнить мелодию, нужно ее несколько раз услышать. Причем не просто услышать, а иметь возможность заметить, что это одна и та же мелодия.

На начальном этапе важно петь/слушать небольшое количество песенок (1-3). Так, чтобы ребенок имел возможность заметить, что мелодия повторяется, запомнить ее.

Например:

  • Мама поет перед сном одну и ту же песенку (при условии, что у мамы есть слух и мелодия не меняется от раза к разу)
  • любые детские песенки, которые можно включить
  • музыкальные игрушки (выбирайте только игрушки, которые нормально реалистично и по-доброму выглядят - НЕ хаги-ваги)
  • детское пианино или книжка/телефон с песенками

Т.е. ребенок должен иметь возможность слушать разные мелодии. И повторять их прослушивание. Постепенно он начнет узнавать их. Какие-то будут нравиться больше, какие-то меньше. Но обращайте внимание на то, какие там песенки. Современные не всегда хороши. Я бы брала проверенные - Леопольда, ну, погоди и т.п.

Своего сына я проверяла тем, что пела мелодию без слов, а он угадывал, что за песня. Но это подходит только тем, у кого из взрослых есть слух, чтобы спеть. Вместо этого можно включать начало песенки, а ребенок пусть угадывает, какая.

3) УЧИМСЯ ПЕТЬ

Умение петь я бы еще разделила на составляющие:

  • музыкальный слух
  • чувство ритма
  • голос

Очень важно для ребенка само понимание того, что вообще можно петь. Некоторые дети, в семьях которых никто не поет, с огромным удивлением и интересом прибегают посмотреть, послушать, если кто-то начинает петь. Если в семье никто не поет, то подойдет даже просто видео, где поют дети или взрослые. Но петь детские песенки ребенку обязательно должен человек с музыкальным слухом. Если слуха у родителя нет, лучше не петь совсем, а послушать готовые песенки или попросить кого-то петь. Потому что ребенку очень важно понимать, что мелодия - это определенная последовательность звуков разной высоты, а не просто декламирование стихов нараспев каждый раз как придется.

Как и когда начать петь?

Для начала лучше брать простые песенки, без насыщенного сопровождения.

Дальше ребенок может помогать петь какие-то части песенки, часто это бывают окончания фраз или припев, или какие-то короткие понятные фразы.

Чтобы ребенок чувствовал длительность музыкальных фраз и ритм, можно хлопать вместе под музыку, топать, прыгать, ходить. В дальнейшем это влияет на то, как ребенок понимает и чувствует ритм, а также момент, когда нужно начинать петь под музыку.

И третья часть - это развитие голоса. Когда мы поем, мы дышим определенным образом. Берем дыхание, посылаем воздух равномерно, чтобы получался красивый звук. Постоянно слышим обратную связь. Здесь важен пример для подражания и тренировка. Если ребенку нравится петь, то он будет петь. Слушать песенки, подпевать, запоминать их.

Но в целом не будет лишним пойти на какой-нибудь музыкальный кружок.

Желаю всем радости от талантов ваших деток! Они удивительные! И наша задача дать им возможности развивать свои таланты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...