РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА.
консультация (младшая группа)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_razvitii_rechi.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА.
В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью и старанием. Но все ли вы сделали для этого, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т.д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители.
На что же следует обращать внимание в работе с детьми дома? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся дать конкретные рекомендации.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук «Р.»), читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста или детям школьного возраста.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-нибудь звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни ребенка, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только педагогам, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое – либо задание и т.п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Существуют специальные упражнения, игры, стихи, которые можно использовать для формирования правильной речи ребенка, как детском саду, так и дома.
Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру. Для выполнения всех заданий необходима и чрезвычайно ценна помощь родителей.
Как выполнять эти упражнения? Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти задания – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Раз, два, три, четыре, пять
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем
И в песочницу пойдем.
У меня лопатка –
Широка да гладка.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку доставай.
«СТРЕЛОЧКА». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай пошире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем стрелку выполнять.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип. А в лесу растут грибы,
Очень вкусные они.
Язычок поставили,
Как грибок достали мы.
В лес пошли мы погулять
И грибков насобирать.
«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Язычок вперед тяни
Да края его загни.
До чего же хороша
Наша трубочка – труба!
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет родителей к уголкам рта. Ротик шире открывай, Язычок вперед давай,
Влево, вправо – тик да так,
Время точно на часах.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед, и убрать вглубь рта. Что там на скамейке?
Это наша змейка.
Тонкая, протяжная
И такая важная.
«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком коснуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Мы сегодня песни пели
И качались на качели,
Язычок качался тоже.
Покажите, как? Похоже.
«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Раз – я вижу конфету за правой щекой,
Два – я вижу конфету за левой щекой,
Три – не вижу конфеты никакой!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«ТРУБОЧКА». Выпячивать губы вперед длинной трубочкой.
Чи-чи-чи, как трубачи,
Все потянем губочки
И покажем трубочки.
«ХОБОТОК». Вытягивать сомкнутые губы вперед.
Посмотрите, это кто?
Это слоник с хоботком.
«РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Зубы сомкнуты.
И что же?
Наши губы на бублик похожи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка»
Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту?» Как самостоятельно помочь малышу овладе...
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи ребенка»
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи ребенка»...
Консультация для родителей. "О роли родителей в развитии речи ребенка". Май 2020г
laquo;Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы ...
Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребенка"
Данный информационный материал предназначен для родителей детей, имеющих задержки в речевом развитии.Здесь вы найдете ответы на вопросы, как развивать речь ребенка, какие игры будут самыми полезными и...
Консультация для родителей Роль родителей в развитии речи ребенка
Материал для родителей, как правильно вести себя с ребенком во время развтия речи у ребенка...
Консультация для родителей:"Роль родителей в развитии речи ребенка"
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько врем...