Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей»
консультация (младшая группа)

Амирханова Нарима Магомедвелиевна

   Учимся играть!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley2.docx16.7 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_3.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нягань «Детский  сад  №5 «Дубравушка»

Консультация для родителей

 «Сенсорное развитие детей»

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет»

   Учимся играть!

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В возрасте 2-3 лет ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. То есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому встала необходимость научить детей простейшим способам действий с предметами. Обогащать сенсорный опыт дошкольников в процессе знакомства с предметами.

Ценность игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства – цвет, форму, величину, но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более длительную самостоятельную деятельность, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

В эти годы малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша является признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребенок будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящимися на различном расстоянии друг то друга в пространстве. В противном случае, если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы, направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. В старшем возрасте развитие восприятия идёт медленнее, труднее и становится качественно иным.

Итак, всему свое время. Как же лучше организовать формирование сенсорных навыков?

Малыш различает довольно много цветовых тонов и оттенков, разнообразную форму, определяет величину предметов. Так с чем знакомить его, со всем многообразием, которое он видит, или нет? И как знакомить? Ведь в цветовых атласах содержится более двух тысяч разновидностей цветовых тонов и их оттенков, разнообразие формы, величины предметов не поддается описанию.

Исследователи раннего детства считают, что лучше всего малыша знакомить с классическим набором цветовых тонов, цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, синим, фиолетовым, а также белым и чёрным. Все остальные две тысячи цветовых тонов и оттенков являются производными от спектральной основы. Классическими образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький»

Большие трудности испытывает малыш, когда взрослые требуют от него названия цвета, формы, величины. Не обольщайтесь, если малыш правильно назвал какой-либо признак предмета, он просто подражает вам, но может совершенно не соотносить слова-названия и конкретный цвет или форму предметов, присмотритесь, как малыш учитывает форму, цвет, величину предметов в своих практических действиях. Всем детям данного возраста доступны действия на группировку или сортировку одинаковых предметов, отличающихся только по одним каким-либо признаком: или цветом, или формой, или величиной.

Помимо заданий на группировку, сортировку одинаковых предметов,

можно научить ребёнка и соотносить разнообразные предметы либо по цвету, либо по величине, либо по форме. Можно подобрать к кубикам разного цвета кусочки бумаги или ткани соответствующих цветовых тонов. Бесконечную радость вызывает у вашего малыша яркий цвет предметов и действий с ними. Особенную ценность для сенсорного развития малыша представляют как игрушки, так и дидактические, обучающие пособия.

Сенсорный, чувственный опыт, накопленный ребёнком в раннем возрасте, является базой для дальнейшего развития его умственных, физических, эстетических способностей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нягань «Детский  сад  №5 «Дубравушка»

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических  игр»

 «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических  игр»

   

 Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.
   Сенсорное воспитание направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
    Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
    Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
    Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
    Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
    Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и про проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагают построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей — игре

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;  учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.      Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному развитию дошкольников, и отметила важность сенсорного развития  дошкольников. Авторами было отмечено, что сенсорные способности не являются врожденными и их надо развивать. А начинать надо как можно раньше. А так же я поняла, что сенсорные способности не являются врожденными их нужно развивать начинать как можно раньше. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредствам дидактических  игр»
    Целью которой  является — развитие сенсорных способностей посредством дидактических.  Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:- Формировать представления о сенсорных эталонах:  эталонах цвета, формы, величины, вкуса, обоняния, слуха (фонематический слух), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето), пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.), осязания; 
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр; 
- воспитывать познавательный интерес, любознательность; 
-упражнять в установлении сходства и различия между предметами; 
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; 
- развивать мелкую моторику рук; 
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; 
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей. 

   Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.


Важную роль в развитии сенсорного развития детей играет совместная деятельность педагога и детей. Как было отмечено выше, совершенство восприятия зависит от сенсорного опыта, умения использовать различные способы для обследования. Поэтому, задача взрослого научить ребенка разнообразным способам обследования предметов. Для этого большое место отводилось предметно-практической деятельности, способствующей выявлению свойств предметов. А также освоению продуктивных видов деятельности, сопутствующих обогащению сенсорного опыта детей.   

Влияние сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Если мы понаблюдаем за двухлетним ребенком, то увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук. Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Иначе говоря, игра - это работа ребенка над самим собой.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Одним из составляющих факторов сенсорного развития является осязание. Совершенствование функций мелкой моторики рук — это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Как оказывается на практике, у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас родители даже обувь детям покупают на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще лет 20 назад большую часть работы приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать белье, шить, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине и как следствие - слабое развитие общей моторики, что ведет к проблемам с речевым развитием. Дети, имеющие низкий уровень развития моторики испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово от ребенка.

Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.

пальчиковая гимнастика 

игры-шнуровки.

работы с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

работы с бумагой (аппликация, конструирование)

работы со шнурками, нитками

рисования

моделирования (счетные палочки, спички, трубочки)

лепки, изготовления поделок из различных материалов.

В результате  работы по развитию мелкой моторики рук словарь детей обогащается, улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируют игровую и учебно - практическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультация для родителей. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так в...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Игры для сенсорного развития детей".

Сенсорное развитие детей 3-4 лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольств...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета....