Логопедический словарь
консультация (подготовительная группа)
В процессе занятий с учителем-логопедом встречают множество непонятных аббревиатур, терминов и терминологий. Для того, чтобы совместная работа логопеда и родителей была более плодотворной и понятной, предлагаю ознакомиться с основными понятиями в логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический словарь
Уважаемые родители!
В процессе занятий с учителем-логопедом встречают множество непонятных аббревиатур, терминов и терминологий. Для того, чтобы совместная работа логопеда и родителей была более плодотворной и понятной, предлагаю ознакомиться с основными понятиями в логопедии.
Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию). Он включает в себя голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Гаммацизм – недостаток произношения звуков [Г], [Гь].
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.
Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.
Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].
Ламбдацизм – неправильное произношение звуков[Л], [Ль].
Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедический массаж — одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].
Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц])и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.
Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния.
Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).
Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния. Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.
Логорея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Надеюсь, что данная информация будет полезна для вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический словарь
Для правильного произношения слогов...
Логопедический словарь
Работа над правильным произношением звуков...

Логопедический словарь
Логопедические термины, так необходимые при работе воспитателя логопедической группы...
Логопедический словарь
Термины и определения в логопедии...
Логопедический словарь для родителей.
Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой т...