Логопедический словарь
консультация (подготовительная группа)

В процессе занятий с учителем-логопедом встречают множество непонятных аббревиатур, терминов и терминологий. Для того, чтобы совместная работа логопеда и родителей была более плодотворной и понятной, предлагаю ознакомиться с основными понятиями в логопедии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_slovar.docx48.48 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический словарь

Уважаемые родители!

В процессе занятий с учителем-логопедом встречают множество непонятных аббревиатур, терминов и терминологий. Для того, чтобы совместная работа логопеда и родителей была более плодотворной и понятной, предлагаю ознакомиться с основными понятиями в логопедии.

Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию). Он включает в себя голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Гаммацизм – недостаток произношения звуков [Г], [Гь].

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.

Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.

Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].

Ламбдацизм – неправильное произношение звуков[Л], [Ль].

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедический массаж — одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].

Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц])и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.

Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния.

Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.

 Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).

Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.

Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.

Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния. Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Логорея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Надеюсь, что данная информация будет полезна для вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический словарь

Для правильного произношения слогов...

Логопедический словарь

Работа над правильным произношением звуков...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ...

Логопедический словарь

Логопедические термины, так необходимые при работе воспитателя логопедической группы...

Логопедический словарь

Термины и определения в логопедии...

Логопедический словарь для родителей.

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой т...