Дидактические игры в которые играем дома.
картотека (младшая группа)

Одна из главных задач в работе с родителями, по использованию дидактических игр в работе с детьми – это сформировать у самих родителей интерес к такому роду занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры – в которые играем дома»

 В целях развития памяти, мышления и внимания помимо дошкольного учреждения в дидактические игры надо играть в семье. Поэтому надо помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр в воспитании и обучении детей. Перед родителями надо раскрыть значение дидактических игр в обучении и воспитании детей в семье. В таких играх у ребят развиваются не только психические процессы, как мышление, речь, память, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, умение подчинить свое поведение определенным правилам, как сопереживание, умение прийти на помощь, дружба и т.д. У детей развиваются сенсорные способности, развивается самостоятельность мышления.

Для того, чтобы родители понимали методику проведения дидактических игр, родителям надо самим поиграть в игру и выступить в роли своих детей.

Родители должны знать, что любая игра, где есть правила и действия, способствует развитию воли, внимания, быстроты мышления.

Игры с правилами помогают решить задачи умственного, сенсорного, нравственного развития их детей, сближают ребят старших и младших в семье, способствуют установлению дружеских отношений с другими детьми.

Одна из главных задач в работе с родителями, по использованию дидактических игр в работе с детьми – это сформировать у самих родителей интерес к такому роду занятий.

Играя с детьми в обучающие игры, родители постепенно накапливают опыт в их проведении. На опыте они убеждаются в том, что совместные игры с детьми помогают им лучше узнать своих детей, выявить особенности их характера и поведения ближе сблизится с ними. Для общения с детьми надо обязательно находить время. Например, во время езды на поезде в течение 30-40 минут можно поиграть во многие игры, такие как «Скажи наоборот», «Горячо - холодно»; «Добавь слово» и др. Время проходит быстро и самое главное, с большой пользой для обоих. Некоторые игры можно проводить во время прогулок, такие как «От какого дерева листок?», «Чьи это детки» и др.

Родители вместе с детьми могут изготовить дидактические игры сами (собрать предметные картинки, изготовит карточки, фишки).Хочу такой сайт

Такая работа увлекает всех членов семьи, затем вся семья с интересом играет.

Важно приучить детей к тому, чтобы они бережно обращались с картинками и хранили их в определенном месте.

В играх с младшим возрастом важно решать задачи сенсорного воспитания. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»), семена кустарников, деревьев («Чьи это детки?»), игрушки («Кто скорее соберет пирамидку») и т.д.

С детьми постарше чаще используют настольно-печатные игры на обобщение, на классификацию предметов («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Разбери посуду») и т.д. Также надо использовать словесные игры, они хороши тем, что надо лишь приобрести сборник таких игр.

Таким образом, родители, играя с детьми, способствуют их домашнему всестороннему развитию, развитию речи и мышления.

А также соревнуясь, веселясь и придумывая совместные игры, мамы и папы увлекаются и получают удовольствия не меньше чем дети.



Предварительный просмотр:

Словесные дидактические игры

для детей младшего дошкольного возраста

  1. «Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных, уточнять, закреплять значения знакомых слов.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка).
Ход.

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

  1. «Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов, закрепление и уточнение словаря.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят…

- Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят…

- одеваются, прощаются…

- лепят снежную бабу, катаются на санках.

3. Игра с мячом «Кто как разговаривает?» (Мяч лови, да поскорей язык зверей назови)

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья, мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

Вариант 2. Воспитатель, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

  1. Игра с мячом «Скажи ласково» (Мячик маленький поймай, да

словечком приласкай)

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

  1. «Кто летает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»

Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.



Предварительный просмотр:

Настольно-печатные дидактические игры

для детей младшего дошкольного возраста

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.), уточнять значение знакомых слов, активизировать словарь.

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы, активизировать словарь.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова, закрепление, уточнение словаря.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Волшебный кубик»

Цель: закреплять с детьми знакомые слова

Материал: кубики с картинками на каждой грани, закрепление и уточнение словаря.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит имитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Найди пару»

Цель: учить группировать предметы по свойствам, закреплять в речи знакомые слова.

Ход.

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

«Где круг, а где квадрат»

Цель: учить детей группировать предметы по одному признаку, активизировать и закреплять словарь.

Ход.

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

«Подбери фигуру»

Цель: активизировать словарь детей.

Ход: Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры с предметами

для детей младшего дошкольного возраста

«Чего не стало?»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам, активизировать словарь.

Ход. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать, активизировать, закреплять и уточнять словарь детей.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.», затем, задание выполняют дети.

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание, закреплять и уточнять словарь.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки, активизировать, уточнять словарь.

Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов, активизировать словарь.

Материал: кукла Оля.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета, активизировать словарь, закреплять знакомые слова.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил, уточнять, закреплять знакомые слова, активизировать словарный запас.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход.

Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла 
(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам

Возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,

Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.

Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.

Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа), активизировать словарь.

Материал. Мелкие игрушки.

Ход.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Кто это? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе» и т.д.

 «Что нам Маша принесла?»

Цель: Формирование представлений о предмете, расширение объема словаря прилагательных.

Материал. Предметы по изучаемой лексической теме, кукла, корзинка.

Ход.

Кукла маша пришла в гости с подарками. Взрослый достает из сумки (корзинки) предмет, рассматривает и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое).

По аналогии – шапка и т.д.

«Чудесный мешочек»

Цель: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Материал. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Ход.

Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

«Угадай на вкус»

Цель: расширение словарного запаса, закрепление значения знакомых слов.

Ход.

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

«Растопи лед»

Цель: уточнять и закреплять в речи детей значения знакомых слов, учить описывать предметы и их свойства.

Ход.

Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.

Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

«Большой и маленький»

Цель: расширение и закрепление словаря, учить описывать свойства предметов.

Ход.

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.

Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

«Прятки»

Цель: учить детей описывать собственные действия с предметами, их сввойства.

Ход.

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

«Чудесный мешочек»

Цель: активизировать словарь детей, закреплять знакомые слова.

Ход.

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

«Узнай по вкусу»

Цель: Закреплять в речи детей слова – обощения.

Ход.

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу.

Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д.

Предложите малышу подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

«Спрячь листок»

Цель: закрепление и активизация словаря.

Ход.

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

«Найди твой цвет»

Цель: активировать и закреплять словарь детей.

Ход.

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому, найти и назвать предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, в которые можно дома поиграть родителям с детьми. Консультация для родителей.

Консультация для родителей. Играем с мячом.Игра в ванной с маленьким надувным мячиком. Малыш сидит в воде и бросает мяч маме, мама в свою очередь ребенку. Мяч можно толкать рукой по воде. Всю игр...

Игры, в которые играют дома

Очень много времени семья проводит на кухне. Предлагаю вашему вниманию подборку игр для занятий с детьми на кухне, пока вы готовите обед. Проводите время с пользой!...

Консультация для родителей "Игры в которые играем дома"

Игра оказывает замечательное воздействие на оптимистическое мироощущение ребёнка. Бодрый , целеустремлённый, жизнерадостный стиль детской жизни - непременное условие здорового развития каждого ребёнка...

"Игры в которые играем дома!"

В данном буклете представлен материал ввиде игр в которые можно играть с ребенком дома....

буклет игры , в которые играем дома

материал для родителей и воспитателей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ «Игры, в которые играют дети» (игры, развивающие познавательную сферу)

Данный материал представляет собой рекомендации педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, возможно будет полезен как дополнительный материал в кружковой деятельности, в том числе при подготовке детей к ...