«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
консультация

Михайлова Валентина Николаевна

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,    
Сказка учит нас любить.    
В сказке звери оживают,      
Начинают говорить.    
В сказке все бывает честно.    
И начало, и конец.      
Смелый принц ведет принцессу.    
Непременно под венец.      
Белоснежка и русалка,                                
Старый карлик, добрый гном                               Покидать нам сказку жалко.                          
Как уютный милый дом.      
Прочитайте сказки детям!    
Научите их любить.    
Может быть, на этом свете.    
Станет легче людям жить.

Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» В.А.Сухомлинский.
Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно-нравственного развития ребенка.
Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания уделяется чтению, хотя читать люди не перестали, изменилось качество литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами, которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути выхода из нее. Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение, особенно дети дошкольного возраста очень быстро впитывает в себя, не прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не про комментируемую взрослыми информацию. Как результат мы наблюдаем примеры детской агрессивности и жестокости по отношению к друг другу и близким людям, примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы светской этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует. Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много другое.
Необходимо помочь детям различать духовно-нравственные категории: добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень), развивать познавательную активность детей, способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и ценить красоту, формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений, умение отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни, уметь делать нравственный выбор. Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу, воспитывать читательский интерес к книге.
Детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, принимают нравственные идеалы и социальные нормы поведения, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.
Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям и педагогам проводить систематическую работу по формированию сознания детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это длительный процесс, требующий большого внимания к занятиям, подготовке и подбору литературы формирующей эти ценности.
Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение педагога, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом.
После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.
Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают благородство и великодушие мудрых и злость, жадность и зависть глупых героев. Сказки формируют в детях такие ценности как жизнь, красота, ум, сила, мудрость и добро.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

ВведениеАктуальность данной проблемы в нынешнее время чрезвычайно высока, поскольку сегодня мы все чаще можем видеть примеры детской жестокости и агрессивности не только по отношению друг другу, но та...