Мастер - класс
материал (подготовительная группа)

Булько Галина Степановна

                        Очное мероприятие с родителями:

Конспект мастер – класса:

«Игровые методы взаимодействия с ребенком при подготовке к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx472.61 КБ

Предварительный просмотр:

Очное мероприятие с родителями:

Конспект мастер – класса:

«Игровые методы взаимодействия с ребенком при подготовке к школе»

Булько Галина Степановна,

воспитатель МБДОУ  №4 «Умка»,

                                                                                                                                                   г. Сургут

Пояснительная записка:

Актуальность

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

 а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

Л.С. Выготский

Приближается день, когда воспитанники моей группы пойдут в первый класс. Каждый их родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. И сейчас всех волнует вопрос «Как подготовить  ребенка к школе, какие формировать качества,  необходимые для овладения учебной деятельностью?».

В связи с этим, я решила ознакомить родителей с игровыми приёмами работы для развития у дошкольников познавательных процессов. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.

Актуальность выбранной формы проведения

Всем известно, что мастер-класс – это партнерская форма работы, более интересна при работе с семьями, которая помогает непосредственно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Где мамы и папы выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения. На мой взгляд, такое мероприятие позволит повысить педагогическую компетентность современных родителей в вопросах подготовке к школе,  детско-родительских отношений и повлиять на имидж детского сада в целом.

           Цель: Создание условий для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.

         Задачи:

- привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;

- научить играм, развивающим у дошкольников познавательные процессы, интеллект;

- дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе;

- способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр. 

Оборудование: простые карандаши, альбом, краски, тетрадь, ручка, наборы цифр, счетные палочки, линейка, листочки в клеточку, цветные карандаши.

Структура  мастер-класса:

I. Вводная часть.

  • Вступительное слово.
  • Актуализация, постановка проблемы.

II. Основная часть.

  • Блок учебной информации.
  • Практикум.
  • Обмен идеями.

II.        Заключительная часть.

  • Рефлексия «Все в моих руках»

Планируемые результаты: Повышена педагогическая компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе. Сформированы знания о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

Ход  мастер-класса:

I. Вводная часть.

-Добрый день! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Спасибо, что дела свои отложили,

В зал наш светлый поспешили.

Пошутить и поиграть,

Много нового узнать.

Упражнение «Цветик-семицветик»

Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет ваших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство, чудо. Вспомните девочку Женю из сказки «Цветик-семицветик». Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце учебного года? Запишите свои желания на разноцветных лепестках цветика-семицветика. (Выполняют задание).

Кто из вас хочет озвучить свои желания? Кто хочет что-то дополнить?

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели.

Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению

Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Она формирует все, что необходимо для полноценного развития личности. В играх ребенок развивается как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. В игре ребенок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие черты свободной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.

II. Основная часть.

Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.

Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат. Мы будем сами выполнять эти задания, т.е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.

Упражнение «Я положу в портфель»

Условия игры:  из группы детей выбирается один водящий.  Он выходит из комнаты. В это время на столе раскладываются предметы, и замышляется ситуация:  «Я иду в школу». На столе должно лежать 7 предметов к данной теме.  Приглашается водящий,  ему говорят тему, и он смотрит на стол в течение  5 – 10  секунд.  Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом и начинает перечислять предметы (вещи)  на столе. Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит,  какие предметы он забыл.

«Воспроизведение рассказа»

 Зачитывается рассказ: Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него нога сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ногу, и она перестала болеть.

Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. При воспроизведении рассказа обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Почему Ваня упал? Куда мама повела Ваню? Что сделал доктор?

 «Разложи цифры»

У каждого  набор карточек с изображением цифр, подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Участники рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.

«В саду у бабушки растут...»

Взрослый начинает игру и говорит: «В саду у бабушки растут...». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «В саду у бабушки растут...». Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя.

В этой игре неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Игра «Запретное число»

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2, 5);

Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10. Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух и улыбается. (Затем количество запретных чисел увеличивается).

Игра «10 квадратов»

Лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите: «А теперь слушайте очень внимательно. Я дам вам еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомните, что надо будет рисовать и как. Будьте внимательными, заштрихуйте  красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты». Если ребенок переспрашивает, пытается переспросить вас, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам.

Задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру).

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Игра со счётными палочками.

Давайте поиграем. Я буду вам называть фигуру, а Вы должны её выложить. Выложите 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек.

Игра «Правая - левая»

Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.

Лимон - лес – гуси – суп – воробей – лучи – артист – магазин – сирень – носок – телефон – сырок – радость – бык – чай.

Игра «Да» и «нет» не говори!»

Задаются вопросы, на которые  нельзя отвечать «да» или «нет».

1. Вы ходите в детский сад? Люди ходят по потолку?

2. Вы живёте в Африке?  Доктор стрижёт людей?

3. Вы любите мороженое?  Вас зовут Петя?

4. Вы ели чёрное мороженое? Корова умеет летать?

5. Вы играете в куклы?  Вы сейчас спите?

6. Ночью солнце светит? На вас надето платье?

7. Вы умеете летать? Зимой трава бывает?

8. Волк боится зайца?  Трава белая?

9. Вы умеете ходить на руках? Снег горячий?

10. Вы любите ходить к врачу?  Арбузы растут на дереве?

11. Год начинается в марте? Земля квадратная

12. « А"- последняя буква в алфавите? Буква "Е" состоит из двух звуков?

«Буквы по воздуху». Взрослый «пишет» буквы пальцем на спине ребёнка, а ребёнок должен отгадать какую букву или цифру, геометрическую фигуру изобразил взрослый. Затем меняются ролями.

Упражнение "Графический диктант".

Уважаемые взрослые и дети, вспоминаем, где правая рука, где – левая. В каком направлении находится верх - низ. Теперь, берём карандаш. По команде "Начали!" начинаем рисовать. Ведём линию в озвученном направлении на столько клеточек, сколько будет озвучено. Если Вы сбиваетесь, ждёте паузы. Ластиком пользоваться нельзя.

Итак, от верхней границы листа спускаемся на 4 клеточки, слева 6. На пересечении линий ставим жирную точку. От неё мы будем вести линию. Отрывать карандаш от бумаги и вертеть лист – нельзя". Проверка выполненной работы. Рисунок: «Зайчик».

III.        Заключительная часть.

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!

Желаем вам добра, взаимопонимания и успехов!

Рефлексия «Все в моих руках»

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше! ». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Всего доброго! До встречи!

Выводы: Игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая ребенку игровые способы, понимал важность игры для малыша.

Приложение:

C:\Users\User\Downloads\IMG-eb7790ee863f9026d1d2918d9be43689-V.jpg

C:\Users\User\Downloads\IMG-f039f16e13127e8d278212540a00ed23-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...