Консультации для родителей
консультация
В данном документе можно ознакомиться с вариантами занятий вокалом дома. Развивайте своих детей, будьте для них примером!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поем дома!
Независимо от вокальных данных детей, их способности необходимо развивать. В этом помогут регулярные занятия. Необязательно сразу вести ребенка в музыкальную школу или к репетитору, можно заниматься самостоятельно. Со стороны родителей важно задать направление в нужную сторону и создать благоприятную обстановку.
С чего начать?
Начинать нужно с речевых упражнений, с упражнений из актёрской практики. Учить детей голосом передавать различные настроения. Говорить радостно и грустно, взволнованно и спокойно. Придумывать предлагаемые обстоятельства.
Нужно создавать для детей ситуации успеха, нужно давать посильные задания. Не получается петь? Ну что ж, для начала учимся эмоционально говорить. Читаем с выражением стихи, басни, инсценируем сказки. В результате развивается тонкий слух – способность различать в звучащей речи различные эмоциональные оттенки. И формируется способность передавать голосом заданные настроения.
Конечно, параллельно обучаем и пению. Для этого используем песни небольшого диапазона, с несложным ритмом, с устойчивыми интонациями. Слушаем музыку – скрипичную и вокальную. Обучаем выразительным движениям под музыку.
Как организовать занятие дома?
1. Разминка. Состоит из нескольких упражнений для осанки и правильного дыхания.
2. Артикуляционная гимнастика. Включает в себя движения для языка и губ.
3. Распевание гласных звуков. Можно начать с гласной «И», и продолжить «Э», «А», «О», «У». При соблюдении приведенной очередности сложность повышается постепенно, тем самым достигается хороший результат.
4. Музыкальные игры. Например, игра «Передай». Мама напевает какой-то звук и одновременно с этим дает ребенку предмет. В ответ он возвращает предмет и повторяет с заданной интонацией. Если малыш справился, мама дает новый звук. Через некоторое время можно меняться ролями.
5. Напевание детских песен. Тут помогут сборники песен и караоке-приложение. Последний вариант имеет серьезное преимущество — с его помощью легко отслеживать прогресс. Очень часто, чтобы добиться хорошего звучания песни, ее необходимо спеть несколько раз. Однако детям быстро надоедает повторение одного и того же. В таком случае каждый раз необходимо что-то изменить: тембр, громкость, эмоциональную окраску или положение тела (стоя, сидя, держась за руки).
Количество упражнений и их сложность зависит от ребенка. При обучении малышей не стоит сразу браться за песни, для начала их следует научить точному воспроизведению различных звуков.
Предварительный просмотр:
Развитие чувства ритма у дошкольников
на музыкальных занятиях в ДОУ
Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.
Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
В составную часть музыкальных занятий в ДОУ входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями.
Для выработки чувства ритма используется также метод усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т. д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног («звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки). С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам.
Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее.
По мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме.
Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.
Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.
Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения ребенком музыкального языка.
В работе с детьми необходимо использовать разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.
Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.
Технологическая карта работы с музыкально-речевыми играми.
1. Устанавливается метрическая пульсация самыми простыми способами, используя звуки своего тела - «звучащие жесты», вместе с детьми выполняются: шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами, тихими хлопками и. т. д.
2. На этом фоне нужно выразительно и ритмично декламировать текст.
3. Затем предложить детям повторять слова по фразам, играя в «Эхо». Помогать им мимикой вступить вовремя после пауз. Либо каждую паузу в тексте отмечать какому-нибудь шумовому инструменту.
4. При повторении речевой игры предложить детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т. д. Каждое повторение - разнообразный опыт слышания музыкальных интонаций.
5. Когда текст будет произноситься легко детьми, можно добавить движения: метричные шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.
Описание игр и упражнений для развития чувства ритма
Игра «Сильные и слабые»
Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Под звучание музыки в размере 2/4 (Полька) один ребенок стучит сильные доли, другой слабые; в размере 3/4 (Вальс) один – сильные, двое слабые, динамически выделяя сильные. Затем дети меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли.
Игра “Уточки”
В этом упражнении чередуется произнесение простого ритмического рисунка голосом и любым шумовым музыкальным инструментом.
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
Игра “Определи по ритму”
Каждый ребё нок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
«Игры с именами»
«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т. д. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.
У этой игры существуют различные варианты:
1. Ребенок четко произносит свое имя и одновременно отстукивает его ритм при помощи шумового инструмента.
2. Ребенок – ведущий произносит и отстукивает ритм имени только мальчиков (девочек) своей группы.
3. Взрослый отстукивает ритмический рисунок, а дети определяют, к чьему имени он может подойти.
И т. д.
Игра «Музыкальные импровизации»
1. «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).
2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).
3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».
5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение».
6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.
Для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста можно использовать следующие приемы:
Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.
Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и фактурном оформлении;
Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды.
Уделяя внимание развитию чувству ритма нужно стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию : умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.
Предварительный просмотр:
КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, «Ладушки». Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).
2.Работа над ритмикой.
Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха
Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному «музицированию». После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
Советы:
- Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
- Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте «пятерки» в дневник, вызывайте к «доске»; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
- Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
- После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.
- Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
- Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика).
Предварительный просмотр:
Развитие звуковысотного слуха в старшей и подготовительной группах
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.
Поиграйте с ребенком в игру-диалог. Представьте, что встретились два человека: один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отвечать ему тоненько, нежно.
- Где ты живешь? | - прогремел великан |
- В цветке ландыша, | - нежно зазвенело в ответ. |
- С кем ты дружишь? | - снова раздался громовой вопрос. |
- С Дюймовочкой… |
Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том, что великан говорит громовым басом (толстым голосом), а сказочный малютка – высоко, нежно (тоненьким голоском).
«ТРИ ПОРОСЕНКА»
Цель: развивать звуковысотный слух.
Игровой материал: металлофон.
Ход игры.
Вы с ребенком вспоминаете сказку «Три поросенка», ее главных героев. Поросята очень любят петь. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поете и играете высокий звук). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поете и играете низкий звук). У Наф-Нафа немного повыше» (поете и играете средний звук).
Ведущий играет один из звуков. Партнер определяет, какой поросенок поет.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА»
Цель: Упражнять детей в восприятии и различении последовательности из 8-ми ступеней лада, идущих вверх и вниз.
Ход игры.
Ведущий пропевает звукоряд из 8-ми ступеней лада, идущих вверх и вниз: сначала со словами «Вверх по ступенькам поднимусь, потом обратно вниз спущусь», а затем на слог «ля». Затем в разной последовательности пропевает (на любой слог) звукоряд то вверх, то вниз. Другой игрок определяет направление движения звукоряда.
«НАРИСУЙ МЕЛОДИЮ»
Высоту звука условно можно изобразить с помощью линии. У музыкантов даже есть такое понятие – «звуковысотная линия».
Нарисуйте на бумаге две линии (прямая и кривая) и попросите ребенка, ведя пальцем по первой линии, протянуть голосом гласную «о-о» на одной высоте, без повышений и понижений (не прерывая пения, тянуть гласную до конца линии одинаковым голосом, монотонно). Затем дайте ребенку задание изменить голос с более низкого до более высокого, как показано на второй линии-схеме. Проделайте то же в обратном направлении. Повторите это несколько раз, чтобы услышать разницу в звучании голоса и потренироваться в восприятии высоких и низких звуков.
В работе по обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков.
Предварительный просмотр:
Развиваем звуковысотный слух в младшей
и средней группах
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.
Работу по развитию слуха необходимо начинать с представлений о высоте звуков. В младших группах – это различные подражания. Как пример можно привести музыкально-дидактическую игру на развитие звуковысотного слуха «Кто в домике живет?». Дети, сидя на стульчиках (в домиках) «превращаются в котят, щенят, птичек…Взрослый стучит в каждый «домик» и спрашивает: «Кто в этом домике живет?». Ребенок сам принимает решение, каким голосом ответить – высоким или низким. Остальные дети, в зависимости от того что услышат, определяют, кто же живет в этом домике – большой кот или маленький котенок. Игровая форма позволяет воспроизвести и сопоставить интонации различной высоты. В работу вовлечена вся группа.
«НУ – КА, УГАДАЙ – КА!»
Цель: упражнять детей в восприятии и различении 2-х звуков.
Ход игры.
Ребенок и взрослый поочередно загадывают друг другу загадки.
Гусь с гусятами живет в доме на лужайке.
Кто там голос подает? Ну-ка угадай-ка!
Га-га-га (низким или высоким голосом)
Вот коза козлят ведет прямо на лужайку.
Кто там голос подает? Ну-ка угадай-ка!
Ме-ме-ме (низким или высоким голосом)
Воронят своих зовет ворон на лужайку.
Кто там голос подает? Ну-ка угадай-ка!
Кар-кар-кар (низким или высоким голосом)
(Подсказки - карточки с изображением персонажей).
«КАЧЕЛИ»
Цель: упражнять детей в восприятии и различении 2-х звуков.
Ход игры.
Ведущий пропевает:
На качелях я лечу вверх (высоким голосом),
вниз (низким голосом), вверх, вниз!
Я смеюсь и вновь лечу вверх - вниз, вверх - вниз!
Затем пропевает один из звуков (высокий или низкий) на «ля». Нужно отгадать, где сейчас качели: вверху или внизу.
«СТУПЕНЬКИ»
Цель: упражнять детей в восприятии и различении последовательности из 3-х ступеней лада, идущих вверх и вниз.
Ход игры.
Взрослый берет игрушку (например, зайчика) и говорит: «Зайчик любит, шагая по лесенке, петь» (поет последовательность из 3-х звуков на «ля» вверх или вниз). Ребенок отгадывает, куда идет зайчик: вверх по лесенке или вниз.
В работе по обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...