Консультация для родителей « Влияние подвижных игр на умственное развитие детей»
консультация

Авазова Татьяна Николаевна
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на
ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится
необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр
перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой,
фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную
активность. В игре используются естественные движения большей частью в
развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник жизни ребёнка и
поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме
ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Влияние подвижных игр на умственное развитие детей»

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

Творчество, фантазия, являющейся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни – усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления. Двигательная активность и развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка. У ребёнка существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно, благодаря этому замечательному свойству, подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении. Подвижные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально волевых качеств и прикладных навыков, координация движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний. Серьёзными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребёнка положительные эмоции.

Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей. Замечательный врач В.Динейка, который создал стройную систему индивидуальным, щадящим, со страховкой. Безусловно, в любом

случае учитывается возраст ребёнка, не только паспортный, но и « истинный», определяемый по уровню его психофизических и эмоциональных возможностей.

«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал « Лови!», « Беги!», « Стой!» и др. По мнению М. Н. Жукова, « подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, своё поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

В игре происходит: формирование дружного детского коллектива, самостоятельности, положительного отношения к труду, становление личности ребёнка, формирования здоровья.

При подборе игр учитывается предшествующая непосредственно образовательная деятельность.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Живое общение взрослых с детьми во время игры, эмоциональное её проведение, объективный анализ результатов помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.

Методика проведения подвижных игр.

Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Взрослые должны хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должны предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечёткое соблюдение правил.

Подготовка к проведению игры.

Выбор подвижной игры зависит: от педагогических задач; подбора игрового материала, который определяет многие факторы – это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры.

«Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей». М. Я. Студеникин ( советский и российский педиатр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...

Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»...

Консультация для родителей:" ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...

Консультация для родителей "Влияние физических упражнений на умственное развитие детей"

Показать влияние физических упражнений на умственное развитие детей можно  при нормальном  развитии детского организма. Наверное, вы думаете что возможно подобрать упражнения только  дл...