rditelskoe_sobranie_razvitie_matematicheskih_predstavleniy_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
презентация
Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
(слайд1) Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным.
Б. Паскаль
(слайд2) Цель: способствовать формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
План проведения:
1. выступление воспитателя (изучение математики в старшем дошкольном возрасте);
2. демонстрация методов обучения детей математике старшего возраста;
3. сообщить родителям о знаниях, которые должны быть у ребенка к концу учебного года;
4. выступление логопеда;
5. общие вопросы;
6. итог собрания.
(слайд3) Актуальность проблемы
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
В современном мире начало школьного обучения сдвинулось к шести годам, жизнь ребенка наполнена обилием информации, сейчас повышено внимания к компьютеризации, процесс обучения становиться более интенсивным.
В связи с этим у родителей появляется стремление, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. А надо ли это делать? Сегодня мы расскажем, что узнают, чем занимаются наши дети на занятиях по математике.
(слайд4) Невозможно переоценить значение развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Дети:
- Осваивают умственные действия - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию, систематизацию
- Учатся решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
- Формируются умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
- Познают пространственные отношения между предметами, учатся устанавливать соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной.
- Воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
(слайд5) Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. У дошкольников есть большая потребность в игре и желание играть. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
(слайд6) Обучение математике в старшей группе идет в нескольких направлениях:
- Счет, знакомство с числами и цифрами
- Работа с множествами
- Ориентировка во времени и пространстве
- Знакомство с геометрическими фигурами
- Игры, задачи на логическое мышление
(слайд7) Количество и счет
В старшей группе детей учат считать в приделах 10. Предметы в количестве до пяти надо учить ребенка видеть, не считая. Учимся считать молча, про себя. В зависимости от возможностей детей.
Мы учимся считать: прямым (количественным) счетом, обратным, порядковым, считаем в заданных интервалах. Необходимо уточнить представления о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, от расстояния и пространственного расположения. Дети должны уметь считать предметы, расположенные по вертикали, кругу, в виде числовых фигур. Необходимо учить детей считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении (справа налево, слева направо, сверху вниз) при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. А вот считая предметы по порядку, необходимо условиться, с какой стороны надо начать счет, так как именно от этого зависит результат счета.
(слайд8) Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Знакомимся с составом чисел до 5(показ)
Знакомимся с соседями числа, маленький и большой братец.
Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами. Детям объясняют, что цифра нужна, чтобы обозначить число. Произнося число, мы его не видим, а записав – видим его. С помощью чисел мы считаем, а с помощью цифр записываем. Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, только у цифры семь есть «козырек» и т. п.). Знакомим с цифрами первого десятка (с цифрами от 1 до 5 дети уже познакомились в средней группе).
(слайд9) Особое внимание заслуживает «запись» числа 10. Она состоит из двух цифр – единицы и нуля. Цифра 0 есть, числа 0 нет. Объясняем детям, что цифр всего 10 (0123456789), а с помощью их мы можем записать много, много чисел.
В старшей группе мы не рисуем цифры, но если вы это делаете дома, то необходимо показать детям правильный алгоритм их написания (показ презентации, памятки)
(слайд 10) Игры с пальчиками.
(слайд11-13) Программа старшей группы предусматривает сравнение двух множеств, знать, какое из чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство. Сравниваем множества. Сначала ставим между ними знаки равно, не равно. Затем переходим к знакомству со знаками больше, меньше. Все это проходит последовательно, с усложнением (слайд)
(слайд14) Ознакомление с геометрическими фигурами
Закрепляем знания о геометрических фигурах. Плоские: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, ромб, трапеция. Объемные: (тела) шар, куб, цилиндр, пирамида, параллелограмм, призма, конус ( показ) В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, обруч, тарелка – круг; крышка стола, стена, пол – прямоугольник; платочек – квадрат; косынка – треугольник; стакан – цилиндр. Определять геометрическую форму в предметах дети могут, рассматривая картинки, окружающие предметы групповой комнаты, оборудование участка.
(слайд15) Рассматриваем похожие фигуры, находим сходство и разницу. Учимся видеть из каких плоских геометрических фигур состоят объемные. В подготовительной группе- «паспорт» фигуры. Подготовка к основам геометрии. Находим на ощупь (чудесный мешочек – показ). Учимся называть фигуры словами, состоящими из двух основ. Считаем количество углов- 5, добавляем слово «угол»- пяти угольник и т.д. Называем все фигуры, которые входят в понятие «четырехугольник».
Детей старшего дошкольного возраста можно подвести к элементарному обобщению знакомых фигур по разным признакам. Для этого каждый ребенок получает конверт с набором геометрических разного размера и цвета. Детям дается задание сгруппировать фигуры по признаку величины, независимо от формы; по признаку формы, независимо от величины и цвета; по цвету, независимо от формы и величины; выделить две группы: округлые и угольные фигуры. При выполнении задания дети должны сопровождать свои действия описанием.
Чтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре, как фигуре определенного внешнего вида, мы работаем с геометрическими фигурами разной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и др. треугольники; четырехугольники разного вида – квадраты, прямоугольники, ромбы). Это позволит детям научиться осознано, выделять основные признаки геометрических фигур.
Набор мелких геометрических фигур можно использовать в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Ребенку даются задания разной сложности. Например:
Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
Работа по собственному замыслу (просто человека)
Овладение пространственными и временными представлениями
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко.
Новая задача – научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенок должен выполнять задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь; сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Никита и т.д.
Кроме того, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы заяц, слева от куклы пирамида; впереди Ани окно, над головой Ани лампа. Использовать в речи: над, под, за, перед, после, до, сзади, спереди.
Развивая у детей правильную ориентацию в пространстве, следует понимать, что дошкольники должны не только устанавливать собственное положение в пространстве и ориентацию предмета относительно собственного тела, но и все, что связано с положением любого тела в пространстве, на плоскости и на линии (показ)
Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.
Дети знают части суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), начинают различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера.
В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. Цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
На каждом занятии по математике мы отводим 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям задаем вопросы:
— Какой сегодня день недели?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели будет завтра?
— Какое время суток последует за вечером? И др.
Но и в повседневной жизни необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?». Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т.д.
Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют пословицы, загадки в которых упоминаются те или иные числительные.
Предлагаю вам отгадать:
- 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
- Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
- На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
- 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)
- Для пяти мальчиков - пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
- 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)
Задание для родителей: кто больше знает пословиц с числами.
Беда не приходит одна
От любви до ненависти, один шаг.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Один раз в год и палка стреляет.
Одна голова хорошо, а две лучше.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Два сапога – пара
Обещанного три года ждут.
Заемное три года ждут, на четвертый забывают.
Пятое колесо в машине.
Бешеной собаке и пять километров не круг.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глаза.
Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Если есть сто рублей - будет много друзей.
Сто рублей есть, так и правда твоя.
Верный друг лучше сотни слуг.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Занимательные математические вопросы, задачи шутки способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Решаем с родителями:
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
- 6 ног, 2 головы, 2 руки, 1 хвост
- На березе было 3 ветки, на каждой ветке росло 3 яблока. Сколько всего выросло яблок?
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
- Если правая рука справа, то левая… (слева.)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.
Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме. Сначала дети откладывают счетные палочки, затем считают на пальцах, потом в уме.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 - под березой,
1 - у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.
(слайд17) Советы родителям:
- Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
- Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
- Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
- Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
- Не ругайте, а учите!
- Помощь при выполнении заданий должна быть в форме совета.}
- Объясняйте ребѐнку, что его неудачи – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал.
- Чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.