Консультация для родителей на экологическую тему: "Земля - наш общий дом".
консультация

Ирина Викторовна Гришина

Консультация для родителей на экологическую тему:

                        "Земля - наш общий дом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-dlya-roditeley-zemlya-nash-obshchiy-dom.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

        Консультация для родителей на экологическую тему:

                        "Земля - наш общий дом".

Уважаемые родители, 22 апреля — Международный день Земли — праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Это самый полезный и гуманный праздник, который посвящен защите окружающей среды, озеленению планеты и пропаганде бережного обращения с природой.

   Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Все мы живем в мире природы и ребенка нужно с ним знакомить. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

   Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

   Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

    Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;  

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. 

    Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

       Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

      Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

    Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.

   Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.  Дети обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Хочется верить, для того чтобы внести посильный вклад в дело сохранения нашей зеленой планеты, не надо ждать определенного дня. Для каждого живущего сегодня должно быть не два, а триста шестьдесят пять Дней Земли в году. И вовсе не обязательно выходить на митинги или в одиночку отправляться на уборку мусора в парке или в лесу. Достаточно поднять с земли брошенную бумажку и бросить ее в урну, приделать кормушку, чтобы птицы могли клевать зерно, подвязать молодое дерево, сломленное ветром. Но даже одно спасенное дерево-это  уже большое дело.

   Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с ребенком, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе; на дружное изготовление поделок, на рисование рисунков. Одним словом, заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

        «Экологические игры с ребенком»

Игра «Кто знает, пусть продолжает». Насекомые — это… Птицы — это… Дикие животные — это… Рыбы — это…

Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а

ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете

признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами

«да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы

спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения

руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт в земле – руки опускает вниз.

 Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку

нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. дождь, снег, облако, роса;

3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4. корова, волк, овца, кролик;

5. воробей, паук, скворец, сорока;

6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7. ель, берёза, яблоня, осина;

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово

«птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие,

например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздника на экологическую тему «Земля - наш дом родной»

Педагогически задачи.1.Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.2.Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.3.Доставить детям радость от участия в общем празднике...

Консультация для родителей с обратным талоном "Учим ребенка общаться"

В консультации охарактеризованы типичные трудности в общении дошкольника- замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложены варианты игровой коррекции....

Консультация для родителей. Комплекс упражнений для развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) и речевого дыхания.

Предложенный материал  поможет родителям  организовать занятия с ребенком  в домашних условиях....

консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

Консультация для родителей "«Развитие мелкой моторики влияет на общее интеллектуальное развитие детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»         Консуль...

Конспект праздника на экологическую тему «Земля - наш дом родной»

Педагогически задачи.1.Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.2.Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.3.Доставить детям радость от участия в общем празднике....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Земля- наш общий дом"

Уважаемые родители мы живем в мире природы, и ребёнка надо знакомить с многообразными ее явлениями.О чем же беседовать с ребёнком! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодейст...