Консультация для родителей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Толстенкова Нурия Джавадовна

Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»


Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Подготовила: воспитатель

Толстенкова Нурия Джавадовна

2024г

Цельпознакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  1. Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
  2. Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду и дома.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Ход собрания сопровождается мультимедийной презентацией.

Проведение опытов:

- с водой,

- воздухом.

3. Итог собрания.

Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

Ход собрания

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к этой проблеме. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома.

С некоторыми занимательными опытами мы познакомим .

Уважаемые родители, с начало вспомните и назовите свойство воздуха (ответы родителей).

Ведущая: Сейчас мы это проверим.

Свойства воздуха:

1. Воздух существует;

2. Воздух невидим;

3. Воздух не имеет вкуса;

4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

5. Мы дышим воздухом;

6. Есть ли вес у воздуха;

7. Воздух очень легкий;

8. Воздух легче воды;

9. Горячий воздух легче холодного;

10. Ветер – это движение воздуха;

11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

12. Воздух давит на предметы во все стороны;

13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».

Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ведущий: Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)

Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Ведущий: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.)

Ведущий: Уважаемые родители, вспомните и назовите свойства песка. (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно! Когда дети в своих играх знакомится с песком, они узнают его свойства:

Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды

Ведущий: Я предлагаю Вам вспомнить и назвать игры с песком из вашего детства? (Ответы родителей.)

Ведущий: Одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с водой и выявить его с свойство. Опыт называется «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Родители подходят к столу, на котором воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

Ведущий: Может ли вода иметь какую – то форму? (Ответы родителей.)

Ведущий: Как это проверить? (Ответы родителей.)

Ведущий: Какой формы эти сосуды? (Ответы родителей.)

Ведущий: Давайте заполним их водой.

Ведущий: Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ответы родителей.)

Родители наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. 

Ведущий: Уважаемые родители, а теперь сделайте вывод. (Ответы родителей.)

В период пребывания детей в детском саду мы будем проводить игры, которые позволят детям.

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека.

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

4. Формируем выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

5. Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ведущий: А теперь я хотела бы предоставить вашему вниманию интересные научные эксперименты, которые в виде игры можно сделать дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей. Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей дошкольного возраста? (Ответы родителей.)

Ведущая: Правильно.

  1. Во-первых, с водой. В ней можно растворять разные вещества и наблюдать проявление их свойств.
  2. Во-вторых, с воздухом.
  3. И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом, содой, солью, резиной и т.д.

Ведущий: Уважаемые родители, для начала мы с вами проведем научные эксперимент с водой.

Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.

Ведущий: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.

Ведущий: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

Ведущий: Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...

Родительское собрание на тему: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

. Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, та...

«Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома» Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развити...

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Привлечь внимание и заинтересовать родителей в развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста...