Конспект родительского собрания для родителей младшей группы по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
методическая разработка (младшая группа)
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей
- младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;
- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshaya_gruppa_roditelskoe_sobranie.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3«РАДУГА»
Г. КРАСНЫЙ КУТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект родительского собрания для родителей младшей группы
по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Провела: воспитатель Шварц Н.В.
Красный Кут 2024 г.
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей
- младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;
- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;
Предварительная работа:
1.Оформить приглашение на собрание;
2. Раздаточный материал (памятки);
3. Распечатать памятки;
План проведения:
- Вступительное слово;
- Игра «Вопрос-ответ»;
- Способы развития речи;
- Советы по развитию речи детей;
- Подведение итогов собрания;
- Раздаточный материал памятки.
Ход собрания
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что нашли время и пришли к нам. Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного «проводника» в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .».
Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.
Этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи продолжается в период от 1 года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка. Главное не упустить этот момент.
- Игра «Вопрос – ответ»
Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Для чего нам нужна речь?»(ответы родителей)
Речь помогает ребенку адаптироваться в обществе.
Правильная речь позволяет достичь успеха, снимает ограничения в выборе профессии.
На каждом этапе обучения нужна речь.
Не всегда родители слышат все дефекты в речи ребенка.
Многие родители думают, что плохая речь пройдёт сама. К сожалению, это не так.
У детей с нарушениями речи часто формируется речевой негативизм (нежелание говорить, комплексы неполноценности.)
Исправлять звукопроизношение надо в дошкольном возрасте, потом это сделать труднее, неправильное произношение автоматизируется в речи, входит в привычку.
Речевые дефекты могут стать причиной нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Ребёнок как произносит, так и напишет.
В соответствии с требованиями ФГОС развитие речи детей
младшего дошкольного возраста осуществляется в пяти направлениях:
Развивающая речевая среда
- Формирование словаря
- Звуковая культура речи
- Грамматический строй речи
- Связная речь
Сейчас мне хочется рассказать о том, как работаем мы и поговорить с вами о том, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность и дома свою речь развивать. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить. Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на др. занятиях художественно- эстетических (рисование, лепка) музыкальном; а также вне занятий – в игровой деятельности; в повседневной жизни.
Дорогие наши родители. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. Идёте домой из д/с или в д/с ПРОСЬБА разговаривайте с ребёнком, рассказывайте о чём ни будь, описывайте всё то, что видите (сейчас весна, на улице теплеет, снег таит ….) или задавайте вопросы если ребёнок говорит (как прошёл день?, чем занимался?, что кушал? и т.д.)
А потом спустя время, когда вы уже сами забудете о чём вы рассказывали малыш вам сам всё расскажет, а вы будете удивляться откуда он всё знает?
3.Способы развития речи:
Комментирование действий — это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова.
Развитие мелкой моторики рук. Ученые доказали, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно связаны. Объясняется это просто – в головном мозге речевые и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при развитии моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе. Для развития мелкой моторики рук используется: шнуровки, прищепки, мозаика, пазлы и др.
А также важны и пальчиковые игры. Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек.
Так же детям очень необходима Гимнастика язычка. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
Упражнения на развития дыхания. Необходимо научить малыша правильному дыханию для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик, а выдыхать непрерывно. Речевая игра «Вьюга» «Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит: «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.
Чистоговорки
Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай
Рисование. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом.
- О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей? Нужно придерживаться некоторых советов:
1.С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей.
2.Когда мы говорим с ребенком, очень важно говорить сначала обычное слово правильное, а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би»
3.Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.
4.Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове.
Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
- Подведение итогов:
Итог. Может у вас возникли вопросы? Или кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка?
Рефлексия:
Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным.
А теперь мы предлагаем взять по листочку, зелёному, желтому и приклеить его на наше дерево. Его нужно украсить красивыми листьями. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте зелёными листьями. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте жёлтыми листьями.
Решение собрания:
- Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
- Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
- Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Желаем успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Форма проведения: семинар –практикумЦель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития де...
Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопр...
«Круглый стол» для родителей. Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
laquo;Круглый стол»...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Предварительная работа: - Приглашение родителей на собрание. - Экспресс – интервью «Для чего нам нужна речь? »...
Родительское собрание на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» март 2021 год
Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «...
Родительское собрание на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» март 2021 год
Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...