Консультация «Использование мнемотехникив работе с детьми дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Слово «мнемотехника» произошло от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k1.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Использование мнемотехникив работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Меджидова Вафа Вагиф кызы
Структурные элементы деятельности | Деятельность воспитателя с родителями |
1. Вводная часть: приветствие родителей, вступительное слово воспитателя. | В: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам узнать, что такое мнемотехника и как ее использовать для развития речи ваших детей. |
2. Основная часть: - актуальность; - понятие; - рекомендации; - требования к мнемотаблицам; - алгоритм при разучивании стихотворений; - алгоритм при пересказе | На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: -односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. -неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. -бедность речи, недостаточный словарный запас. -употребление нелитературных слов и выражений. -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. -плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Актуальность мнемотехники для дошкольников:в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Что такое мнемотехника? Слово «мнемотехника» произошло от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Суть мнемосхем: на каждое словоили маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). ! Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»: Для малышей: #1056;ассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. #1055;реобразование символов в образы. 3. Пересказ припомощи символов. Старшим дошкольникам даётся усложнение: #1044;елается графическая зарисовка мнемотаблицы. Структура мнемотехники:мнемоквадраты,мнемодорожки, мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для: -обогащения словарного запаса, -при обучении составлению рассказов -при отгадывании и загадывании загадок, -при заучивании стихов. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Требования к мнемотаблицам (при описаниипредмета): Лист бумаги (чаще используем формат А4), которыйразделён на квадраты (по количеству характерных признаков). - Цвет: нарисованы цветовые пятна. -Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме. -Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. -Материалы:наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…). -Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. -Действия с предметом:изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.
Алгоритм приразучивании стихотворений: 1. Выразительное чтение стихотворения взрослым. 2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть. 3. Вопросы по содержанию стихотворения: 4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме. 5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу. 6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Алгоритм при пересказе: 1. Чтение взрослым текста; #1056;ассматривание мнемотаблицы; 3. Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. |
3. Заключительная часть | Систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты: • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. •Появляется желание пересказывать. • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. •Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....
"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"
Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....
консультация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к о...
Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...
Консультация "Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста"
Пиктограммы – это рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков, которое передает смысловую картинку...