Консультация для воспитателей «Сказка учит и воспитывает»
консультация (старшая группа)
Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_patriotizm.docx | 425.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»
Лэпбук
Консультация для воспитателей
«Сказка учит и воспитывает»
Воспитатель:
Высоцкая Г.В.
г. Новокуйбышевск, 2023 – 2024 гг.
«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности , призвания , усилия и победы . - Она учит его мужеству и верности ; - она учит созерцать человеческую судьбу , сложность мира .
В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость»
(И.А. Ильина)
Актуальность
XXI век постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- добра побеждает зло («Золушка»);
- учат дружить («Теремок»)
- учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);
- уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);
- учат переживать за героев на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»);
- помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»);
- высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»); а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали как щедра и благородна Золотая рыбка?
- вызывают интерес к жизни русских героев. «Илья Муромец»«Про Добрыню Никитича и Змея Горынича»«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Формировать понятие «единства всех живущих на земле людей». Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница). Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.
В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий, преданный и готов всегда прийти на помощь.
Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.
Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.
А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника , предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.
Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.
Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
- Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Немного отдохнем, предлагаю вам блиц-опрос:
«Назовите особенности сказок»
• Троекрактное повторение: Три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул, триглазка;
• Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;
• Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка;
• Встречается число 7: в «Репке» семь персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»;
• Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.
Я называю вам антонимы, а вы – дорогие мои воспитатели угадываете настоящее название сказки.
1. «Мышь босиком» — «Кот в сапогах».
2. «Рассказ о простой курочке» — «Сказка о золотом петушке».
3. «Знайка в лунной деревне» — «Незнайка в Солнечном городе».
4. «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
5. «Один из Молоково» — «Трое из Простоквашино».
6. «Зеленая бейсболочка» — «Красная Шапочка».
В завершении… С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.
Желаю вам творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Играем, учимся, познаём»
"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В...
Консультация для родителей "Сказка учит находить общий язык"
В консультации приведены высказывания известных педагогов-психологов о необходимости чтения для детей, о помощи в воспитании детей сказкой....
Консультация для воспитателей "Почему детей желательно воспитывать с учетом гендерных особенностей?"
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, пр...
Консультация для воспитателя " Сказка учит и воспитывает"
laquo;Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы. - Она учит его мужеству и верности; - она учит созерцать человеческую судьбу, с...
Консультация для воспитателей: «Как учить дошкольника задавать вопросы»
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.Более того, нужно похвалить за хороший вопрос,...
Консультация для воспитателей ДОУ "Учимся Синквейну".
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,...
Консультация для воспитателей: "Сказка лечит , сказка греет, сказка учит жить..."
Консультация для воспитателей...