Памятка "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"
консультация (подготовительная группа)

Косолапова Анастасия Игоревна

Стать самостоятельным - необходимость и естественная потребность ребёнка. По мнению В.А. Сухомлинского, ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет

 для успешного обучения в школе

В 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. Дети пойдут в школу, появляются новые обязанности, домашние задания, изменяется распорядок дня.

Что же входит в формирование учебной самостоятельности? Это и развитие силы воли, и умение прилагать усилия для достижения цели, и соблюдение режима дня для четкой организации своей деятельности. Ребенок должен усовершенствовать навыки одеваться самостоятельно и убирать за собой, должен научиться собирать свой портфель, без напоминаний делать домашние задания и многое другое.

Часто родители жалуются, что детям бывает трудно вовремя сесть за уроки, или бывает, что выполнение домашнего задание растягивается на много часов. Причина ясна – неумение организовать свое время и отсутствие интереса.

Для стимулирования учебной самостоятельности должен присутствовать побудительный мотив, но не материальный, а, например, познавательный. Также очень важно научить детей получать удовлетворение от выполненного дела. Конечно, быстро приучить ребенка самостоятельно решать школьные проблемы невозможно, это требует времени и, опять же, родительского терпения и выдержки.

Выполнение заданий можно начинать с тех, которые ребенку даются легче и ему интересны. Первое время родители должны поддерживать ребенка в его действиях, объяснять, как лучше выполнить задание, но никогда не делать за ребенка то, что он должен сделать самостоятельно. Как бы вам этого ни хотелось для ускорения процесса.

Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность. Стать самостоятельным - необходимость и естественная потребность ребёнка. По мнению В.А. Сухомлинского, ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение. Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельность дошкольника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других. Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.

В чем проявляет самостоятельность ваш ребенок? Как воспитать самостоятельность?

Воспитание у ребенка самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности. Если же при встрече с очередным детским «почему» вы, правильно оценив возможности своего ребенка, наводящими вопросами, рассуждениями помогаете ему самому что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у ребёнка формируется настойчивость, самостоятельность мышления. Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы. Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач. Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий (прятания, поиска, подражания и пр.), формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а старается самостоятельно найти решение поставленной задачи. Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его само проявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.

Памятка для родителей

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам". У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра — это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, выстраивает жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то вам придется постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Дети в старшем дошкольном возрасте могут выполнять следующие виды работ:

1. Соблюдение порядка в своих игрушках, настольных играх; протирание их влажной тряпкой; мытье некоторых игрушек.

2. Протирание мебели (совместно со взрослым).

3. Стирание одежды для кукол, мелкие личные вещи (носовой платок, носки).

4. Накрывание на стол, уборка посуды после еды; мытьё ложек, чашек и другой посуды после завтрака.

5. Подметание влажным веником пола в комнате, небольшой метлой дорожки во дворе.

6. Помощь взрослым в приготовлении пищи: чистка варёного картофеля, нарезка варёных овощей для винегрета, мытьё овощей, приготовление пирожков, печенья; сбор и чистка ягод.

7. Оказание посильной помощи в различных хозяйственных делах: вешание и снимание с верёвки небольшого по размеру белья, помощь в ношении сумку с покупками, покупка хлеба.

8. Принести воду в маленьких ведрах, колотые дрова.

9. Забота о младшем брате, сестре (помощь в одевании, прогулка, игры, пение песен, чтение стихотворений наизусть).

10. Оказание помощи и внимания бабушке, дедушке, маме, папе, пожилому человеку

Тренируя личностную самостоятельность, к 11-12 годам ребенок сможет уже достаточно осознанно принимать самостоятельные решения по любым жизненным ситуациям. На вопрос ребенка, как ему поступать в какой-то ситуации, можно задать встречный: «а как ты думаешь сам?» Этот этап развития самостоятельности, пожалуй, самый важный. Для его формирования детям нужно дать больше простора, не осуждать и не критиковать решение ребенка, даже если оно не совсем правильное. В следующий раз он будет относиться к его принятию с большей долей ответственности. Не нужно бояться, что ребенок ошибется, он должен учиться на своих ошибках.

Воспитание самостоятельности – процесс не одного дня, но, если до достижения юношеского возраста взрослым не удалось у ребенка эту черту характера сформировать, можно считать, что время упущено. Так что не опоздайте!

Хороший эффект развитие детской самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях.

Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности у детей при подготовке к школе...

Консультация «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»

laquo;Формирование самостоятельности удетей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»...

Индивидуальная работа с родителями «Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе»

Индивидуальная работа с родителями«Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе»...

Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе

Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе...

Консультация для родителей Тема: Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"

Консультация для родителей  "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"...