консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольника в семье"
консультация (старшая группа)

Иванова Любовь Николаевна

В статье раскрыается вопрос6 "Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnika_v_seme.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание дошкольника в семье»

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Особую роль в нравственном развитии ребёнка оказывает семья. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.

        Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребёнка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений – о добре и зле, о явлениях общественной жизни.

        Перед нами стоят следующие задачи  в формировании у детей нравственного поведения:

— формирование культуры поведения, воспитывать их дома, в детском саду, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;

— учить уважительно, относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;

— воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;

— воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, уметь договариваться с детьми и т.д.);

— вырабатывать у ребёнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье;

— формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

        Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают многие родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребёнок». Тем временем дошкольник растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия.

        Воспитание маленького ребёнка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение с взрослыми и сверстниками.

Какие наиболее важные нравственные  качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость…Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии – «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью.

        Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.

Чуткость…Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом»), развивать умение сочувствовать (Мама устала, не шуми, играй тихо»).

Чувство такта…Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в тоже время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

        Старшему дошкольнику при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно своё любопытство, когда касается незнакомого человека, не произносить вслух о нем своего мнение и т.п. Ребёнок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.

Предупредительность…Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялась у них из добрых побуждений.

        Старшие дошкольники уже способны понять, что значит  быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему  обратятся с просьбой. Необходимо подсказывать ребёнку  в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперёд себя старшего или маленького.

Скромность… Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает своё «я», ведёт себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

        Скромность нужно воспитывать у ребёнка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.

        Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответами на занятии. Детей, не обладающих скромностью, хвалить реже («Не только ты умеешь, но и другие тоже»), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.

Случается, родители допускают ошибку в оценке детского поведения, стремятся, чтобы их ребёнок вёл себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринуждённость и начинается развязность. Если отождествляются понятия «вести себя непринужденно и «вести себя развязно», то может случиться, что взамен умения держаться непринужденно у ребёнка закрепляется развязность. Родители не учли один нюанс: непринуждённость предполагает еще и сдержанность, скромность.

Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношении. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребёнок быстрее находит место в детском коллективе.

Дисциплинированность…Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребёнка качества: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника в семье средствами русской народной музыки"

Консультация для родительского собрания по теме "Знакомим с народной музыкой наших детей" Содержит перспективный план работы с родителями на год....

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника в семье средствами музыки"

Консультация для  родителей "Воспитание дошкольника в семье средствами музыки"...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье»

Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в  семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим....

Консультация «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников в семье»

laquo;Любовь к Родине начинается с семьи».Ф. Бекон.Патриотическое воспитание дошкольников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его прибл...

Консультация "Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в семье"

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она...

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника в семье средствами музыки"

Консультация  для родителей "Воспитание дошкольника в семье средствами музыки"...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет ...