Консультация для родителей "Этикет для дошкольников"
консультация

Будникова Ирина Михайловна

Правила этикета для детей — одна из важных тем, которую родители должны

поднимать в своей семье своевременно. Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им. От того, насколько добросовестно родители воспитывают своего ребенка, зависит его место в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей

      ЭТИКЕТ ДЛЯ

   ДОШКОЛЬНИКОВ

Правила этикета для детей — одна из важных тем, которую родители должны

поднимать в своей семье своевременно. Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им. От того, насколько добросовестно родители воспитывают своего ребенка, зависит его место в социуме.

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?

Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или

отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем

правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно

они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта. Этикет

подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для

отдельных случаев. Обучать детей этикету

следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона,

которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.

КОГДА ПРИВИВАТЬ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА?

Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание

придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за

столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать

объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды. Дошкольников этикету

обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых

и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления

вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками. Когда

ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со

стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как

на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета

и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДОШКОЛЬНИК?

Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители.

Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны

контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша

вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с

незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родите ли. К тому

же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту. Ближе к 5 годам,

как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать

внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределам и

семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую

ситуацию и не заставлять краснеть родителей.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи,

но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые

должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения: здороваться с

родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну; здороваться со знакомыми

на улице и в гостях, а после – прощаться с ними; здороваться с соседями, даже если вы

лично не знакомы; употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры»,

«извините»; к чужим людям обращаться на «Вы»; не оскорблять, не дразнить других детей,

не ябедничать, не провоцировать; извиняться, если сделал пакость; говорить «разрешите

вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.

СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ

Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере

взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом,

создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому

семейному ритуалу, как прием пищи. За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:

кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой); во время

семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей

(пресекать размазывание еды пальцами по тарелке); кушать нужно из своей тарелки, не

комментировать содержимое чужой; не набрасываться на еду, если собрались не все

члены семьи; не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;

жевать с закрытым ртом; не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай,

воду, не пить громко сок через трубочку); неприлично высказывать свое негативное мнение

о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»); неприлично класть локти на стол,

толкаться; некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека

передать что-то; нельзя ковыряться во рту за столом; нужно пользоваться салфеткой или

полотенцем, уметь попросить чистую салфетку; брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок

пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;

тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно; перед

тем, как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо

попросить разрешения выйти у взрослых; нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору

или в другую комнату.

ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ

В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и

соблюдать правила: не приходить с пустыми руками (принести какое -то угощение, даже

символическое); не напрашиваться на чай без приглашения; всегда здороваться с

хозяевами дома; нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на

полках, внутри шкафов; категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам,

даже если хозяйский ребенок это делает; не устраивать истерики, не требовать чего -то от

хозяев квартиры; соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет,

пачку из-под сока), собирать после себя игрушки; спокойно собираться и уходить, когда

придет время, не требовать играть еще; обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство

и угощение, попрощаться с хозяевами дома.

СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ

Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие

для всех – уважение и взаимопонимание. Общаясь с членами семьи, нужно

придерживаться следующих правил: к старшим родственникам нужно обращаться

уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи; ругаться,

кричать на членов семьи нельзя; если нужно попасть в комнату к родителям (или другим

родственникам), следует обязательно постучаться; ябедничать или «докладывать» на

брата или сестру как минимум некрасиво; важно уважать труд членов семьи, будь то

готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице

все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и

смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам: для мусора

существует урна; запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб; неприлично

показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность; нельзя перебегать дорогу,

когда и где вздумается, если по ней ездят машины; нельзя навязчиво рассказывать какие -

то личные сведения незнакомым людям; запрещено уходить с того места, где родитель

оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться; нельзя на прогулке

убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах; двигаясь по

тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин); не

останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, –

нужно отойти в сторону.

ПОВЕДЕНИЕ В ТРАНСПОРТЕ

Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном

транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести

себя в автобусе, электричке, поезде, самолете: в автобусе уступать место пожилым людям

(если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же

безопасности, а место бабушке уступит другой человек); предлагать место беременным

женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие); в поезде дальнего следования нельзя

бегать по вагону, стучаться в чужие купе; не кричать, не стучать по стене купе поезда; в

самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать

ногами впереди стоящее кресло; в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами

впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла; запрещается

кричать, громко смеяться, петь песни.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ, ЦИРКЕ ИЛИ НА ДРУГОМ КУЛЬТУРНОМ

МЕРОПРИЯТИИ

Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет

– театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед

посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести: не опаздывать на

представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить

уборную, если нужно; прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое

место и не беспокоить соседей; если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по

ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство; не хрустеть едой, не

шуметь напитком во время представления или киносеанса; не разговаривать во время

сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе: чесаться,

ковырять в зубах, ушах, носу на людях; лезть впереди других при проходе через дверь,

например, в магазине; кричать, бегать, хлопать дверями; грубить, недоброжелательно

отвечать на вопросы; кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь; кричать в

общественном транспорте; бегать и наступать на ноги; шаркать ногами при ходьбе; жевать

жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим

манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с

самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации,

настроение родных и видит картину происходящего. Приведенная ниже таблица наглядно

иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами

поведения.

«Когда и как обучать ребенка этикету»

Возраст На что обратить внимание

1.До 1 года

 Употребляем в речи вежливые слова

(«спасибо», «пожалуйста», «доброе утро»,

«спокойной ночи»)

Моем руки перед едой, проговаривая вслух,

зачем это нужно делать

2. 1-3 года

Прививаем опрятность – используем

нагрудник или салфетку, после еды меняем

запачканную одежду, умываем лицо и руки

Прививаем нормы поведения и общения в

семье, показываем своим примером

уважение и вежливость

Учим кушать ложкой и вилкой, поильник

заменяем кружкой

3. 3-5 лет

 Совершенствуем навык пользования

столовыми приборами, учим кушать

аккуратно – не отодвигаться от стола,

наклоняться к тарелке, чтобы не проливать

суп, не разводить «грязь» вокруг себя

Активно приучаем к самостоятельной личной

гигиене – чистке зубов, мытью рук,

использованию носового платка или

салфетки

Учим прикрывать рот при кашле или

чихании; не забываем про вежливые

пожелания в адрес другого человека

(«Будьте здоровы»)

Знакомим ребенка с правилами поведения в

общественных местах, транспорте, в гостях,

на культурных мероприятиях, в детском саду

4. 5-6 лет

 Продолжаем знакомить ребенка со

столовым этикетом, добавляем в обиход

пользование ножом

Совершенствуем знание гостевого этикета,

применяем правила, если идем в гости;

исправляем ошибки, объясняем ребенку,

почему некоторые действия неприемлемы

Своим примером постоянно показываем, как

нужно общаться в семье и в обществе за ее

пределами, следим за своим поведением

5. Школьный возраст

Не забываем все, что привили ребенку

раньше; напоминаем, как вести себя за

столом (в школьной столовой), на уроках

(речевой этикет, уважение к учителю,

сверстникам), в транспорте

(самостоятельные поездки) и общественных

местах

Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а

кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:

«Этикет для детей различных лет», А. Усачев; «Правила поведения», Э. Бомон; «Вежливые

слова», О. Корнеева; «Общительные сказки», Т. Шорыгина; «Азбука вежливости», Л.

Васильева-Гангнус; «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;

«Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;

«Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;

«Этикет для непосед», издательство Clever; «Как вести себя за столом. Этикет для всех в

рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.

Дети – самостоятельные личности, но вместе с тем они — продолжение нас,

взрослых, наше отражение. Глядя на то, как ведет себя ребенок с окружающими его

людьми, можно сделать далеко не поверхностные выводы о нормах приличия, принятых в

его семье. Не зря говорят, что воспитывать нужно не детей, а себя, потому что дети берут

пример с тех, кого они видят каждый день, кого они любят и кому хотят подражать.

Подавайте хорошие примеры, и тогда поведение ваших детей не разочарует вас. Даже на

расстоянии вы будете уверены, что вам не придется краснеть, приносить извинения и

проводить неприятные беседы с ребенком в надежде исправить то, в чем промахнулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и консультации для родителей аутичных дошкольников

Коррекционно-развивающее обучение аутичного ребенка невозможно без тесного сотрудничества  специалистов с его родителями. Частые вопросы, которые задают родители на индивидуальном консультировани...

Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...

Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания....

Консультации для родителей старших дошкольников по соблюдению правил дорожного движения "Воспитываем пешехода".

Дать рекомендации родителям о совершенствовании культуры поведения детей на улице и в транспорте....

Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах».

Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах»....

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....