Консультация для родителей "Мнемотаблицы-как средство развития речи детей".
консультация (подготовительная группа)
Чтобы у детей была развита речь и мелкая моторика, может помочь мнемотхника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и
мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М.Леушина, Л. В. Эльконин и др.
Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Чем же отличается мнемотехника от других технологий?
- Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
- Экономичностью - используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующих финансовых затрат.
- Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.
- Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
- Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Использование мнемотаблиц очень эффективно в разучивании стихов.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.
Мнемотаблицы являются отличными помощниками при обучении детей пересказу. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя принципы построения сюжета. Также их использование очень эффективно при отгадывании загадок.
Использование мнемотехники открывает для педагогов и родителей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Не только педагоги, но и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотаблицы являются эффективным дидактическим материалом по развитию речи. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики
Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в
играх:
1. Восстанови последовательность картинок по памяти.
2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6.«Распутать» два события (предъявляются в перемешку две разрезанные мнемотаблицы).
7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».
Помимо менемотаблиц можно использовать наглядные модели -условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогут формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.
Еще один прием мнемотехники, который можно использовать для заучивания стихотворений – пиктограмма, то есть рисунчатое письмо. Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.
Стоит отметить, что с использованием методов мнемотехники, связная речь детей значительно улучшается. Дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотаблицы. Мнемотехника помогает детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для взрослого. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.
Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
Консультация «Использование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста»
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекват...
Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Консультация: "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
Консультация....
Консультация" Дидактические игры как средство развития речи детей"
Дидактическая игра- одна из форм бучаемого воздействия педагогов на ребенка...
Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста...