Самое важное в жизни – это семья
консультация (старшая группа)

Абышева Галина Владимировна

В  настоящее время под словом «семья» совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число «неполных» семей, то есть с одним родителем (мамой или папой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoe_vazhnoe_v_zhizni_rebenka_-_eto_semya.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Самое важное в жизни – это семья

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Без семьи людям тяжело жить. С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Когда ребёнок рождается в неполной семье, его всё равно окружают родные – бабушка, дедушка, дядя, тётя, то есть семья. Без семьи, родных людей, тяжело бывает. Семья даёт поддержку, опору, уверенность. Конечно, в семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно. Каждый член семьи старается понять друг друга. Хочется добавить, что Семейным воспитанием занимались разные педагоги и отечественные, и зарубежные.

Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Однако отцовская и материнская любовь к ребенку не одинакова.
        Любовь матери — это безусловная любовь. Мама готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Неспособность матери так любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его способности любить. Особенно пагубно отсутствие безусловной любви матери для девочек. Это формирует ощущение одиночества и неуверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Также результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие заниженной самооценки уже у взрослой женщины. Однако для формирующейся личности не менее, а возможно и более губительна и чрезмерная любовь матери, самопожертвование. Те девочки, чьи мамы жертвуют личной жизнью ради них, вырастут либо эгоистками, не способными любить, либо зависимыми и несамостоятельными. В любом случае ни то ни другое не будет способствовать их счастливой и успешной жизни.
        Любовь отца не такая безусловная как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. Для девочки папа также крайне важен, она ориентируется на его мнение в оценке ее женских качеств. Таким образом, женский характер в детском возрасте формируется благодаря двум составляющим – примеру матери и оценке отца.
        И  так, отношения ребенка с мамой основываются на чувствах, а отношения с отцом — на поступках. Однако это не означает, что папа не может любить ребенка просто так или, что мама не должна давать оценку его достижениям и поступкам. Довольно не просто разобраться в сложных отношениях детей и родителей. Можно только определить, что результатом любви родителей является ощущение ребенком чувства собственного достоинства, семейной близости, желания быть похожим на них.
        Для формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства она знает, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне.
        В  настоящее время под словом «семья» совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число 
«неполных» семей, то есть с одним родителем (мамой или папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его характере. Хотя, безусловно, детям лучше жить в неполной семье, чем в полной, но конфликтной.
        Одиноким родителям приходится выступать в роли кормильца, воспитателя и домохозяйки одновременно. Они сильнее переживают из-за неприятностей случающихся у ребенка, чаще испытывают материальные трудности – все это, конечно же, не способствует созданию оптимальных условий для его воспитания. Большинство неполных семей в нашей стране состоят из мамы и ребенка, а одинокие отцы это довольно редкое явление.
        Раньше считалось, что мальчики страдают больше из-за отсутствия в семье отца, чем девочки. Однако последние исследования показывают, что девочки выросшие без отца испытывают определенные трудности в общении с противоположным полом, некоторые чувствуют себя дискомфортно в присутствии мужчин. Девочкам, лишившимся папы в подростковом возрасте (из-за развода) иногда становится свойственна агрессивность.

Дети, которые растут только с одним из родителей, не видят отношений между мужчиной и женщиной внутри семьи и это искажает их представления о семейной жизни.
        Ребенок получает дополнительные психические травмы, когда родители расходятся и начинают делить ребенка, позволяя себе нелестно отзываться друг о друге в его присутствии. Малыш в этой ситуации не может сделать выбор между мамой и папой и иногда винит себя в случившемся (в разводе родителей).

В  воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый из них имеет свою индивидуальность. И когда ребенок теряет одного из них, то первому приходится брать на себя функции второго. Конечно, это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.

        Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семь для ребенка- дошкольника-первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям-залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и    т. д.

Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо-опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.

Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограниченны: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны-с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. д. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.

Прирожденные особенности ребенка (например, музыкальные, художественные способности), а так же индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указания взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому.

В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые так и дети многое прощаю друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.

Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия. Игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.  Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей-дошкольников в семье. Каков режим выходного дня, его содержание? Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Похвалите ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших; постарайтесь исключить нервозность при сборах, Какими полезными и необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном? (Шумные игры, чтение волнующих воображение книг противопоказаны).

Полезны детские игры, которые придумывают сами ребята, а также готовые настольные и обучающие игры (лото, шашки и др.), игрушки для игр, купленные в магазине и самодельные. Дети должны сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми.

Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки.

Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи, а справедливое распределение хозяйственной работы с привлечением детей способствует содержательному общению между ними. При этом дети охотно приобщаются к труду, который становиться для них необходимой потребностью.

Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей. Правильная, разумная любовь матери и отца помогают ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самое важное в жизни ребенка – это семья»

Без семьи людям тяжело жить. С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Когда ребёнок рождается в неполной семье, его всё равно окружают родные – бабушк...

Консультация для родителей: «Самое важное в жизни ребенка – это семья»

                            Самое важное в жизни – это семьяВоспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,...

Консультация для родителей дошкольников «Самое важное в жизни ребенка – это семья»

Самое важное в жизни – это семьяВоспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего - люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А. С. Макаренко...

«Самое важное в жизни ребенка – это семья»

Без семьи людям тяжело жить. С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Когда ребёнок рождается в неполной семье, его всё равно окружают родные – бабушк...

Коллективная работа первой младшей группы "Семья -самое важное в жизни!"

Ежегодно 15 мая мы отмечаем замечательный праздник – Международный день семьи. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья — это не просто...

Консультация для родителей: «Самое важное в жизни ребенка – это семья»

Консультация для родителей:«Самое важное в жизни ребенка – это семья»...