Статья для родителей "Дети и их страхи"
методическая разработка (старшая группа)

Дубовская Людмила Игоревна

Дорогие родители, преодоление страхов у ребенка —это очень сложный и иногда долгий процесс, но есть несколько способов, которые могут помочь!!! В данной статье вы познакомитесь и с причинами и со способами их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей:

«Дети и их страхи»

Подготовила: Дубовская Людмила Игоревна, воспитатель

Апрель 2024

Чего дети боятся? О, чего угодно! Практически любой реальный или вымышленный предмет или ситуация может стать объектом для страха.

Причины возникновения детских страхов разнообразны и иногда с трудом отличимы от поводов. Причина первая — некое экстремальное событие, реально произошедшее с ребенком. Напугала собака, попал в автокатастрофу, сам себя запер на балконе и т. д. и т. п., ибо нет предела детской изобретательности и тем более нет предела изобретательности самой жизни. Однако здесь необходимо отметить, что вовсе не у каждого ребенка, покусанного собакой или запертого в комнате, возникают стойкие, значимые и заметные для окружающих страхи.

Поэтому переходим к Причине второй — особенностям характера, провоцирующим развитие страхов. Давно известно, что возникновению страхов и их закреплению способствуют такие черты характера (и это верно как для взрослого, так и для ребенка), как тревожность, мнительность, пессимизм. К этому перечню можно смело добавить неуверенность в себе, чрезмерную зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), несамостоятельность (по сравнению с другими детьми того же возраста), физическую и психическую незрелость, общую соматическую ослабленность или болезненность ребенка.

Причина третья — запугивающее воспитание. Но наказание страхом — не столько действительно «страшное», сколько вредное наказание. И вред его — двоякий. Во-первых, смышленый ребенок с сильной нервной системой, с устойчивым, не подавленным воспитанием темпераментом довольно быстро разберется в том, что стучащая за стенкой баба яга — это всего лишь ремонтирующий квартиру сосед, а милиционерам нет никакого дела до капризничающих мальчиков и девочек. И тогда он не только перестанет реагировать на ваши запугивания, но и сделает для себя потрясающее открытие: мама или папа лгут ему для того, чтобы он стал более «удобным», послушным. Он не станет сообщать вам об этом открытии. Более того, маленький хитрец может по-прежнему делать вид, что верит в бабу-ягу за стенкой. Он знает, что вы врете, а вы не знаете, что он знает. И еще: отныне он понял, что своей цели можно добиваться ложью. Ведь если даже родители так поступают… И сколько бы вы ни говорили такому ребенку, что врать нехорошо и всегда нужно говорить только правду, он вам уже не поверит.

Причина четвертая — тревожное воспитание. Иногда ребенок боится не сам по себе, а потому, что боятся родители. Особенно часто такая ситуация встречается в семьях, где растет единственный, поздний, долгожданный или не слишком здоровый ребенок. Кроме того, большую роль играет базовый уровень личностной тревожности у матери, бабушки или другого члена семьи, имеющего непосредственное отношение к воспитанию ребенка. В таких случаях родители сами постоянно боятся того, что с ребенком что-нибудь случится, и передают ребенку свой страх. Весь мир кажется таким родителям исполненным опасностей для их единственного и ненаглядного чада.

 Причина пятая — страхи как часть другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения, например агрессивность, нарушения сна, заторможенность, ничем не объяснимая тревожность, тики или заикание, — возможно, у ребенка невроз, который должен диагностировать и лечить специалист. Никакая самодеятельность здесь недопустима, так как в этом случае любые попытки родителей самостоятельно справиться со страхами у ребенка могут привести к усугублению тяжести состояния.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку справиться со своим страхом?

1. Перестаньте пугать, даже если раньше, до возникновения страхов, это было основным методом воспитания. Здоровье ребенка — дороже.

2. Серьезно относитесь ко всем чувствам, которые испытывает ребенок. Недопустимо высмеивание страхов ребенка. То, что вам кажется чепухой, может быть очень и очень важным для вашего ребенка.

3. Не говорите о страхах ребенка с посторонними людьми в присутствии самого ребенка. Он может почувствовать себя при этом очень неловко и еще больше замкнется в себе. В дальнейшем вам будет очень трудно добиться его откровенности.

4. Не говорите о страхах ребенка между делом. Проблема слишком серьезна, чтобы ее можно было решить, стирая белье или готовя обед. Выберите время, которое вы можете полностью уделить ребенку, и с полным доверием ко всему, что он сообщит вам, расспросите его. Постарайтесь выяснить следующее:      

          - чего или кого именно боится ребенок?

- есть у него облик (можно ли его нарисовать)?

- что этот кто-то или что-то может сделать?

- Какие у него привычки?

- Как он «дошел до жизни такой»?

- Чего он (или они) на самом деле хочет (хотят)?

- Что можно сделать, чтобы уменьшить исходящую от него (от них) опасность?

  1. По возможности рисуйте вместе с ребенком все его страхи. Старайтесь найти в получившихся рисунках нестрашное или даже смешное (но помните, что смеяться должен ребенок, а не вы сами).
  2. Ограничьте просмотр «ужастиков» по телевизору и чтение страшных книжек. Если это невозможно, смотрите их вместе с ребенком, оказывая ему в нужный момент психологическую поддержку.
  3. Проанализируйте собственный стиль воспитания. Может быть, вы сами слишком тревожны? Может быть, вам следует самостоятельно или совместно со специалистом поработать с собственной тревогой, которая, как в зеркале, отражается в страхах и тревоге ребенка?
  4. Если ребенок перенес какой-то психотравмирующий эпизод или тяжелую болезнь, связанную с болью или длительным пребыванием в больнице, и именно после этого у него появились страхи, то обеспечьте ему на некоторое время щадящий режим. Побольше ласкайте ребенка, оказывайте ему знаки внимания, говорите с ним, рассказывайте ему о своей жизни, читайте веселые книжки. Покормите ребенка витаминами, попейте настой успокаивающих трав. Говорить о страхах или перенесенной травме нужно только в том случае, если об этом заговорит сам ребенок. Настойчивые возвращения к этой теме нужно мягко пресекать. Если вы чувствуете действительную потребность ребенка говорить о пережитом — предоставьте ему возможность поговорить со специалистом.

Источник: «Ваш непонятный ребенок» - Екатерина Мурашова, издательство Самокат, Серия: Самокат для родителей, 2019 г, 237 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Детские страхи"

В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи. В этой статье описаны основные причины возникновения детских страхов и дан...

Статья на тему: "Как преодолеть страх?"

Так что же все-таки делать, если малыш с мольбой в глазах просит не остав­лять его одного в комнате или пускается в рев при виде самой маленькой и миролюбивой собачонки. Прежде всего, папа с мамой дол...

Статья для родителей"Как избавить ребенка от страхов"

Рекомендации по избавлению стахов у ребенка...

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста на тему: «О правилах дорожного движения»

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге"....

Статья для родителей: «Причины детских страхов и что делать родителям»

Статья для родителей: "Причины детских страхов и что делать родителям"...