Развитие мелкой моторики = развитие детской речи.
консультация

Речь пойдёт о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи и познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_razvitie_detskoy_rechi.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук = развитии детской речи.

Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) .

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Овладеть письмом ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у него будет красивый почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Игры с песком, бусинами, пуговицами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Отлично развивает руку нанизывание. Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными.

Необходимо иметь прищепки разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика (без иголок), стебель цветка (без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка(изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков.

Детский конструктор по праву считается самой лучшей развивающей игрушкой для детей любого возраста. Игра с конструктором помогает ребенку развить моторику рук, работу с цветом, воображение и он научится логически мыслить, создавая тот или иной архитектурный шедевр.

При выборе конструктора для ребенка, необходимо объективно оценивать его возможности. Если вы выбираете конструктор для ребенка в возрасте трёх-четырех лет, позаботьтесь о том, чтобы детали конструктора были большими и легко собирались.

Когда ребенок достигнет дошкольного возраста, ему можно покупать как конструктор со средними по размерам, так и конструктор с маленькими деталями. В этом возрасте небольшие детали конструктора помогут ребенку научиться быть внимательным и сосредоточенным.

Всегда со вниманием относитесь к тому, что построил из конструктора ваш ребёнок. Если вы заметите, что он стал часто строить одно и тоже, мягко намекните на тот факт, что конструктор дает возможность каждый раз строить что-то новое. Если намеки не помогут, постройте что-либо оригинальное вместе, простимулировав ребенка к поиску новых идей. Такая помощь родителей поможет ребенку развивать свой потенциал и не останавливаться на достигнутом.

Маленьким детям покупают конструкторы с крупными деталями. Например, кубики – это тот же конструктор, но он безопасен для двухлетнего малыша, а модель самолета, которую надо собрать из множества мелких элементов, предназначена для детей старшего возраста. Сейчас продаются и резиновые, и магнитные конструкторы, собирать которые будет интересно не только детям, но и взрослым.

У каждого из нас в детские годы наверняка была мозаика. Наверное, наши родители и не догадывались о том, что, покупая эту игрушку, они помогают нам развивать мелкую моторику, но собирать из разноцветных фишек картинки было очень увлекательно.

Хорошей заменой мозаике являются пазлы. В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. Помимо моторики, пазлы развивают воображение ребенка и учат его различать цвета. Выбор наборов пазлов настолько широк, что без труда можно найти сюжет, наиболее интересный вашему малышу. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.

Работая со счётными палочками, у детей развиваются ручная умелость, ловкость, координация, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяет закрепить представления о геометрических фигурах, помогает детям овладеть конструктивными навыками.

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку дают различные лабиринты, нарисованные на бумаге. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти.

Пальчиковые игры – лучший способ развить моторику у малышей дошкольного возраста. И что самое главное – эти игры не потребуют никаких затрат. Вам понадобится только время, желание и фантазия. Суть этих игр проста – вы вместе с малышом инсценируете любые истории. В идеале они должны быть рифмованы – так малышу будет гораздо веселее. Рифмовки найти несложно – возьмите любую детскую книжку со стишками.

Для детишек старше 4 лет возможности шире – можно использовать различный реквизит: например, кубики, домики и прочие мелкие предметы. Старайтесь строить игры таким образом, чтобы тренировался как каждый пальчик по отдельности, так и все вместе – это поможет стимулировать кору головного мозга еще эффективнее.

Следите также и за характером движения – пальчики должны напрягаться и расслабляться, натягиваться. Руки ребенка должны получать максимальную нагрузку – только в этом случае тренировки дадут желаемый результат. В противном случае все ваши усилия будут лишь пустой тратой времени.

Продолжительность пальчиковых игр напрямую зависит от возраста ребенка. Если малышу еще не исполнилось трех лет – примерно 5 минут. Для ребенка 3-5 лет – около 10 минут, а до 7 лет – же 15 минут. Но главное, на что следует ориентироваться – это на состояние ребенка. Если он играет с удовольствием – все в порядке. А вот в том случае, если ребенок откровенно скучает или тем более капризничает, лучше провести несколько коротких занятий, чем одно продолжительное. Помните – игра должна оставаться только игрой!

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения, используя различные предметы.

Редкий ребенок не любит пластилин – ведь с его помощью можно сделать массу весьма занимательных вещей – замазать динамик в мамином телефоне, заклеить дисковод папиного компьютера, испачкать стекла – да мало ли что можно придумать! Ситуация, знакомая очень многим родителям.

Но если вы уделите своему ребенку немного времени и займетесь лепкой, то вы получите тройную пользу – найдете ребенку полезное занятие, будете развивать его творческие способности и развивать пресловутую мелкую моторику. Маленькому ребенку сложные задачи не под силу – научите его хотя бы шарики скатывать. Ну, а более старший ребенок наверняка и сам придумает, что же ему хочется слепить.

Кстати говоря, пластилин вполне можно заменить соленым тестом. Готовится оно очень просто – замесите крутое тесто, используя только соль, муку и воду. После готовое изделие можно будет увековечить – подержать в разогретой до 200 градусов духовке примерно 20 минут. Такие поделки можно окрашивать.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах).

Если ребенку больше четырех лет, то аппликация – весьма эффективный способ развить мелкую моторику рук. Можно купить уже готовые наборы, а можно воспользоваться старой доброй цветной бумагой. А если вы подключите фантазию, то сможете вместе с ребенком создавать настоящие шедевры.

Чем младше ребенок, тем проще должна быть аппликация – детали должны быть крупными и их не должно быть слишком много. По мере взросления ребенка усложняйте задачу. Кроме цветной бумаги можно использовать и природные материалы – различные листья, веточки, шишки, каштаны и желуди.

Самое главное, о чем должны помнить родители – это о правилах безопасности, ведь ребенку придется работать с ножницами. Разумнее всего не давать ребенку первые попавшиеся, а купить специальные ножницы для детского творчества, с закругленными концами – такими ножницами ребенок не сможет пораниться, даже если случайно наткнется на них.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки лучше всего использовать простой карандаш, а только потом и ручку.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения . В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Таким образом, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям

• овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

• лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.