Мастер-класс для родителей на тему: «Как организовать логопедическое занятие дома?»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ермакова Ирина Равиловна

В конспекте мастер-класса приведены примеры игр, в кторые родители могут поиграть со своими детьми дома. Это игры на развитие артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, формирование лексико-грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Мастер-класс для родителей

на тему: «Как организовать логопедическое занятие дома?»

Ермакова И.Р.

учитель – логопед

г. Советский, 2023 г.

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня я вам предлагаю вашему вниманию … Эти упражнения можно выполнять и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

Для проведения занятий дома вам могут потребоваться следующие предметы: 

  • настольное небольшое зеркало, чтобы ребенок следил за правильной постановкой губ и языка во время артикуляционной гимнастики; 
  • фигурки животных, муляжи фруктов и овощей,
  • разрезные картинки и карточки на различные темы, например: «Времена года», «Одежда», «Дом», «Животные» для расширения лексического словаря ребёнка; 
  • детские музыкальные инструменты для проведения игр на развитие фонематического слуха; 
  • пластилин, масса для лепки, крупы и прищепки для проведения игр на развитие мелкой моторики.


Советы логопеда:

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

- игры на развитие мелкой моторики,

артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

- игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха — во второй половине дня.

Игры на развитие мелкой моторики

Части головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, находятся рядом. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Для игр с мелкой моторикой, подойдут как готовые игрушки, так и сделанные из подручных средств. Если вы хотите купить готовые игрушки для сенсорных игр, рассмотрите сортеры, вкладыши, пазлы, шнуровки.

А вот несколько идей, которые можно с лёгкостью организовать самим: 

  • игры с крупами. Попросите малыша сортировать по тарам крупы, высыпать на поднос муку или манку и пальцами рисовать, выкладывать узор, нанизывать макароны на шпажки;
  • игры с пластилином или солёным тестом. Научите катать колбаски, зубочисткой делать узоры и даже картинки;  
  • игры с прищепками. Вырежьте солнце и тучки из картона, раскрасьте. Прищепками попросите сделать лучики и капли; 
  • пальчиковые игры. Дети очень любят повторять за родителями стишки и проигрывать действия стишка ручками. «Сорока-белобока», «Этот пальчик дедушка» — это классика, которая актуальна как грудничкам, так деткам в 3-5 лет. Для большего эффекта пальчиковые игры можно проводить с массажным мячиком.
  • игры с пальчиковым театром из бумаги. Для этого нарисуйте героев на бумаге и сделайте внизу отверстие для пальца;  
  • игры с пинцетом. Раскладывайте бусины по цветам, кормите животных крупами. Например, курочке нужно положить рис, а уточке – фасоль.  
  • раскраски, штриховки.
  • сухой бассейн.
  • Волшебный мешочек. Тактильные ощущения.

Артикуляционная гимнастика

Яркая помада на губах!

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Упражнения на артикуляцию помогут правильно произносить звуки, укрепят мышцы языка, губ и мягкое нёбо. Для упражнений пригодится настольное или любое зеркало небольшого размера для вас и ребёнка. С ним ребенок поймёт, как располагать язык и губы в процессе произношения звуков. А вы будете поддерживать его, показывая пример. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, под музыку.
ПЛАТОЧЕК или САЛФЕТКА для выполнения артикуляционной гимнастики.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ (комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две. Первая дверь - это губы. Давай откроем ее (упражнение "Лягушки"). Вторая дверь - зубы. Откроем и ее (упражнение "Окошко") Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа (упражнение "Лопаточка") Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (упражнение "Улыбка"), взял трубу и заиграл "Ту-ту, я проснулся!!!" (упражнение "Дудочка"). Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит "Пя-пя" (упражнение "Помесим тесто") и блины печет (упражнение "Блинчик"). Взял Язычок чашку с чаем (упражнение "Чашечка"), варенье, бублики (упражнение "Бублик") и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье (упражнение "Вкусное варенье»). После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус (упражнение "Фокус"). Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься (упражнение "Качели"). Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение "Лошадка") Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы, а затем и первую- губы (сомкнуть губы).

Дыхательная гимнастика.

Мыльные пузыри, шарики воздушные надувать!

  • Вдох делать через носплечи и грудь не поднимать, щёки не надувать.
  • Выдох плавный через рот.

Автоматизация звука.

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка называть это слово: к примеру, «красная крыша», «красный шарик» и пр.

Игры на развитие слухового внимания.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож) по картинкам.

Необходимо научить ребёнка слышать и дифференцировать звуки. Слышать – чтобы правильно произносить, дифференцировать – чтобы не путать их. Пример неумения дифференцировать звуки: произносит звук (звуки) правильно изолированно, а в свободной речи заменяет на сходные (например, вместо «санки» - «шанки», вместо «цапля» - «чапля», вместо «лопата» - «ропата» и т. д.). Итак, начнём с умения выделять неречевые звуки.

Пусть он отвернётся, а вы подвигайте стулом, потопайте ногами, постучите ложками, пошуршите бумагой или произведите любые другие звуки, а ребёнок должен отгадать, что вы делаете. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребёнку определить, откуда раздаётся звук. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию слухового восприятия. Далее в ваших играх должны появиться звуки речи. Например, хорошо использовать звукоподражания: как звенит комар (з-з-з), как жужжит пчела (ж-ж-ж)…

Далее предлагаете ребёнку придумать слова на заданный звук (например, Ж – жук, З – зубы и т.д.). Такие игры помогут не допускать ошибок на замены букв в письменной речи детей.

Игра на различение неречевых звуков, развитие слухового внимания и слуховой памяти "Отгадай, что звучит".

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д. Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.

Игра «Поймай звук».

Звук А, С. Сначала изолированно, затем в слогах и в словах.

Продолжительность занятия должна быть не больше 10-15 минут с детьми до 4 лет, с детьми 4-5 лет — 20-25 минут, с детьми старше 5 лет — 25-30 минут. Если вы не укладываетесь в эти рамки, дайте ребенку отдохнуть, а затем вернитесь к упражнениям.

Заниматься нужно регулярно и желательно в одно и то же время. Артикуляционную гимнастику выполняют по 5-7 минут каждый день, упражнения по автоматизации звуков – по 5-7 минут 2-3 раза в день. Развитием мелкой моторики тоже можно заниматься ежедневно. Выполнению упражнений на развитие связной речи, закрепление лексических и грамматических норм обычно отводят 2-3 дня в неделю.

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Играйте с пластмассовыми игрушками: овощами, фруктами. Угощайте кукол и зверят, играйте в магазин или кафе. Это отличный повод расширить словарный запас ребёнка.  Обязательно хвалите малыша, даже за незначительные успехи. Для этого выявите, какие поощрения работают. Это могут быть наклейки, оценка, вкусности. Многие дети предпочитают простые игрушки, например, мыльные пузыри или лакомства.

Грамматический строй речи

«Один-много».

Покажите малышу картинки с животными, фруктами, предметами. 
Пусть подберёт множественное число к изображению (если там один предмет или наоборот).

«Из чего это сделано?». 

Называть состав предмета, из чего сделан. Например, стакан из стекла — это какой стакан? (Стеклянный стакан).

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. 

 Помните о том, что формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из школы, с прогулки, из гостей или из места проведения досуга обязательно вспомните, что вы видели, спросите у ребёнка, что он делал в школе, что он видел, с кем он играл, какие были занятия. Если ребёнку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы.

«Составь рассказ».

Для игры пригодятся картинки с профессиями людей. Попросите малыша рассказать о профессии. Например: это воспитатель. Он работает в детском саду. Любит маленьких детей и постоянно с ними рисует, читает книжки, гуляет. А ещё укладывает спать.

«Описание предмета».

Попросите ребёнка рассказать о каком-нибудь предмете. Например, мяч. Каким он бывает? Ребёнок подбирает прилагательные: круглый, большой, футбольный. А дом? Высокий, разноцветный, с треугольной крышей и т.д.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Как организовать логопедические занятия дома?"

Министерство образования и науки Российской ФедерацииАдминистрация города ИркутскаКомитет по социальной политике и культуреМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Иркутскадетск...

Консультация для родителей на тему: "Как организовать логопедические занятия дома"

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. ...

Мастер класс для родителей по теме: "Как организовать логопедические занятия дома"

Мастер класс для родителей: "Как организовать логопедические занятия дома"...

Мастер- класс " Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях...

Мастер-класс "Использование экрана для песочной терапии на логопедических занятиях".

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы...

Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....

Мастер-класс "Упражнения для развития межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях"

Конспект мастер - класса и тест на определение межполушарного взаимодействия....