Консультация для родителей «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
консультация (старшая группа)
«В произведениях народного творчества
особая воспитательная ценность,
влияющая на формирование духовных и
патриотических чувств»
Р.И.Жуковская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_radaykina.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребенка–детский сад №90»
Консультация для родителей
«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Радайкина О. Е.
Саранск 2024
«В произведениях народного творчества
особая воспитательная ценность,
влияющая на формирование духовных и
патриотических чувств»
Р.И.Жуковская
Народное творчество играет важную роль в нравственном воспитании детей.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает культуру своего народа, получает первые представления о ней.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Фольклор — благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважения к старшим, забота о младших – заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь,
формирует отношение к окружающему миру. Особое место уделяется колыбельной песне. Колыбельную песню считают началом народной педагогики. Звук родного языка, слово материнское может все - и утешить, и пожалеет, и сделает счастливым. Колыбельная – это заговор от всех скорбей, от всех напастей: «от лома-ломища, от зла – человечища». В колыбельных песнях ребенку желают удачи и преуспевания: «Будешь в золоте ходить, парчовую шубу носить», раскрывается тема дома, домашнего уюта («Как у дяди Ермолая», «Патока с имбирем»), рассказывают о доброте материнских рук («Баю, баюшки, баю», «Ты, собачка, не лай»). Каждое слово этих песен заветное и передавалось из рода, из поколения в поколение.
Русские народные пословицы и поговорки содержат практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В них содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное — отношение народа к окружающей действительности и представление о своём месте на земле, его ценностные ориентации.
Сказка как произведение народного искусства несёт в себе богатый духовный заряд. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка. Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят – народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок».
В детском саду планируются занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о народной вышивке, рассматривание и описание изделий народного промысла. В нашем детском саду организован «Музей мордовской избы», который дети с удовольствием посещают.
Устное народное творчество, народная игрушка и народная игра это те средства, которые содержат в себе знания, и позволяют детям наследовать традиционную
отечественную культуру. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке нравственное начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мир.
В заключении можно сделать вывод, что, целенаправленное и систематическое ознакомление детей с фольклором помогает в решении такой сложной и важной задачи – приобщение к художественному наследию нашей культуры. Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к родному краю, ее народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Именно в семье зарождаются основы духовно-нравственного воспитания....
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей»
В нравственном воспитании детей дошкольного возраста велика роль детской литературы.«Книга – важнейший фактор воспитания»Художественная литература оказывает ...
Консультация для родителей "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогичес...
Консультация для родителей: «Роль театра в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей имеющих детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
laquo;Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»....
Консультация для родителей: «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, ...