Консультация для родителей "Злость и агрессия ребенка"
консультация (старшая группа)

Замотаева Олеся Николаевна

Консультация для родителей детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей в старшей группе на тему

                 «Злость и агрессия ребенка»

Проявление агрессии, злости — естественны, хотя и пугают многих родителей. Многие родители не понимают, что им делать и в чём причина такого поведения чада.

Ребёнок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость — это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Часто агрессия — отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг ребенка события. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности.

Прежде чем запрещать или подавлять проявление злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.

Агрессивный ребенок. Причины.

Причины, по которым ребенок ведет себя агрессивно, обычно зарождаются в семье:

• Вседозволенность. В семье ребенку разрешали делать все, что вздумается. Правила поведения в детском саду, когда он должен делать то, что велят взрослые, вызывает у ребенка протест, он нервничает, бьет детей, может ударить и воспитателя.

• Агрессивность родителей. Дома мама и папа решают проблемы при помощи скандалов, рукоприкладства, используют в воспитании ребенка телесные наказания. Поведение детей очень точно отражает характеры и привычки родителей. Если дома у родителей по любому поводу ссоры и драки, в группе ребенок будет осваиваться привычным ему способом – кулаками и зубами.

• Педагогическая запущенность. Так называются промахи в воспитании детей, допущенные родителями. Ребенок часто пробует ударить маму или отца по щеке, укусить, сначала просто так, пробуя силы, затем для того, чтобы добиться своего – новой игрушки, сладостей и т. д. Родители, считающие это детской шалостью, ошибаются. Ребенок усваивает линию поведения, если она не встречает сопротивления со стороны взрослых, и приносит её в детский коллектив.

Кроме семейных стереотипов поведения, агрессивность ребенка может объясняться особенностями его психологии:

• Повышенная эмоциональность. Эти дети легко возбуждаются при малейшем изменении привычных условий жизни, будь то новый магазин игрушек, поездка в другой город или перевод в другой детский сад. Реакция, сопровождающая полученные впечатления, порой непредсказуема. Ребенок может бесконечно смеяться и внезапно заплакать, или наоборот. Может бегать и прыгать, чтобы как-то выплеснуть распирающие эмоции, а может кинуться драться на рядом стоящего ребенка или укусить его.

• Задатки лидера. Ребенок хочет, чтобы сверстники его слушались и играли с ним так, как придумал он. Но место лидера в детском коллективе нужно завоевать, а как – ребёнок еще не знает. И начинает завоёвывать доступным ему способом – с помощью силы.

• Агрессивные мультфильмы или игры. Ребенок любит смотреть или играть в игры, где герои всё время друг друга обижают, бьют, дерутся. Конечно, он копирует поведение любимого мышонка или черепашки, не задумываясь о том, что чувствуют те, кого бьет он. Ведь в мультфильме или игре никто не плачет.

                                   Избавляем детей от агрессивности

Если же агрессия исходит от причин, которые рассмотрели выше, то решаются они следующим образом:

• Избалованного, недисциплинированного ребёнка при подготовке к детскому саду следует приучать к режиму и требованиям взрослых, учить самообслуживанию, умению играть со сверстниками во дворе или в гостях у друзей, делиться игрушками. Играть с ним, показывая, какие послушные и щедрые у него игрушки.

• Исправить собственное поведение в семье. Если дома будет тихо и мирно, ребенок начнет также вести себя и в группе детского сада.

• Легко возбудимого ребёнка лучше показать неврологу, чтобы не допустить возникновения невроза.

• Ребёнку – лидеру, опять же в совместных играх, показать, как решать конфликтные ситуации словами, а не кулаками.

Не давать детям смотреть фильмы с драками и насилием и играть в жестокие игры. Мало того, что это влияет на поведение малыша, но подобная «продукция»может стать причиной изменений в психике ребенка, которые в итоге приведут к лечению у невролога или психиатра.

Вопросы:

Если вы стали замечать, что ваш ребёнок напитан злостью, обзывается, дерётся, в играх отображает злобные действия, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

• Когда это началось?                                                                                                                                                                  • Как ребёнок проявляет агрессию?                                                                                                                               • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?                                                                                                        • Что является причиной агрессивности?                                                                                                                     • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?                                                                                                 • Что на самом деле хочет ребёнок?                                                                                                                                   • Чем вы можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы. Часто в семье случается разногласия в семье в воспитании ребёнка. Прежде всего виной тому могут быть различия в воспитательном опыте родителей, усвоении ими ещё в собственном детстве: некоторые родители полностью копируют ту модель воспитания, которая была принята в их семье. Другие, напротив, будучи несогласными с родительскими мерами воспитания, которые применялись к ним в детстве, стараются найти другой путь по отношению к собственному ребенку и выйти за рамки принятой в их семье традиции воспитания. Очень часто таким способом действуют родители, на которых в детстве сильно давили. Стараясь скомпенсировать собственные страдания, они позволяют своим детям слишком многое, поэтому у таких родителей дети не знают ни запретов, ни ограничений, что часто приводит к развитию безответственности и эгоистичности.

Разногласия родителей в воспитании ребенка

Проблемы воспитания детей в семье: какую линию воспитания выбрать. Причины родительских разногласий, последствия разногласий для ребенка

Представим ситуацию. Все смешалось. Ребёнок стоит посреди квартиры и громко ревет. Мама в отчаянии пытается терпеливо объяснить, что так делать нехорошо. Бабушка исподтишка сует конфетку, а папа, особо не вникая в произошедшее, сдвинул брови и взялся за ремень. Воспитательный процесс безнадежно вышел из-под контроля. Малыш растерян. Болит нашлепанное место, обиду немного смягчает конфета, и уж совсем непонятно, о чем так долго говорила мама. Узнаваемо? Что же делать родителям : как найти разумный компромисс среди разных воспитательных принципов, достичь результатов и не навредить собственному ребенку?

                     Какую линию воспитания ребенка выбрать родителям?

Проблемы воспитания детей в семье - это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Этот вопрос занимает умы ученых - педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается.

А дети продолжают теряться в догадках - как же всё-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и чего ожидать в следующий момент от этих непонятных взрослых?

                                       Почему же так происходит?

Причин возникновения в семье разногласий в воспитании ребенка может быть множество. Прежде всего виной тому могут быть различия в воспитательном опыте родителей, усвоении ими еще в собственном детстве: некоторые родители полностью копируют ту модель воспитания, которая была принята в их семье. Другие, напротив, будучи несогласными с родительскими мерами воспитания, которые применялись к ним в детстве, стараются найти другой путь по отношению к собственному ребенку и выйти за рамки принятой в их семье традиции воспитания. Очень часто таким способом действуют родители, на которых в детстве сильно давили. Стараясь скомпенсировать собственные страдания, они позволяют своим детям слишком многое, поэтому у таких родителей дети не знают ни запретов, ни ограничений, что часто приводит к развитию безответственности и эгоистичности.

Другим серьезным препятствием к выбору оптимального стиля воспитания могут выступать различия в характерах родителей. В то время как педантичный, обращающий внимание на мелочи, склонный впадать в гнев отец требует беспрекословного послушания и моментального выполнения приказов, более мягкая по характеру мама, напротив, потакает всем слабостям и капризам ребенка.

Чем опасна такая ситуация? Она может разрешиться двояко: либо привести к повышению уровня тревожности у ребенка за счет постоянного напряженного ожидания и неопределенности - накажут ли его за этот поступок или похвалят, либо к развитию хитрости и склонности к манипулированию: ребенок может научиться играть на этом разногласии между матерью и отцом. Так, всякий раз после стычек с отцом он может приходить в слезах и с жалобами к матери и выпрашивать у нее в качестве утешительного приза подарки, сладости и просто знаки внимания. Мать, соглашаясь в этой ситуации, что "папа плохой", подрывает тем самым авторитет отца в глазах ребенка. Отца такое положение вещей злит еще больше, и внутрисемейный конфликт усугубляется.

Во-вторых, обязательно надо пересмотреть свое отношение к проблеме воспитания. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, ведь на самом деле каждый родитель несет в себе уникальный, бесценный опыт воспитания. Интуитивно родители чувствуют, что нужно именно их малышу и как помочь ему расти. Но прежде чем вразнобой отрабатывать эти способы на ребёнке, надо всего лишь согласовать их друг с другом.

Порой за спорами и собственной излишней принципиальностью семья забывает о самом простом способе решения конфликтов - собраться вместе за большим столом и просто спокойно поговорить. Дать возможность каждому высказать свое мнение, не перебивая и внимательно выслушивая друг друга. Пусть каждый член семьи расскажет, каким он хочет видеть будущее своего ребенка, и каким способом собирается ему помочь в этом. Пусть каждый прислушается к себе, а потом поделится с остальными - не являются ли представления о будущей судьбе ребенка желанием изменить собственную жизнь? Если это так, найдите силы признать, что ребёнок - это отдельная личность, которая имеет право на свой путь, а не является средством исправления ошибок родителей.

                                                        Игры

Цель: обучение навыкам совместного бесконфликтного общения.

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру, как по одиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоём или втроём собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

                                           «Коврик злости»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

                                                   "Зайчики"

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит. А кулачки напряженно стучат. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения".

                               Рекомендации для родителей.

Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребёнка.

 Адекватно оценивайте возможности ребенка.

Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь.

Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам.

Умейте идти на компромисс.

Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе «быть родителем» не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.

Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которыми согласны и папа, и мама, и все, кто участвуют в воспитательном процессе.

И самое главное правило: любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий!

Помните, что залог эффективного воспитания ребёнка - это любовь к нему, заинтересованность в нём и согласие между всеми членами семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогических работников "Агрессия у ребенка. Что это?"

Неприятие ребенка - одна из основных причин агрессивности человека. Личные причины агрессивности. Возрастные кризисы....

Консультация для родителей:"Почему у ребенка возникает агрессия?"

Почему у ребенка возникает агрессия.Родители часто замечают за ребенком в возрасте 5–6 лет, как им кажется, агрессивное поведение. Оно может проявляться по-разному, например, в чрезмерной обидчи...

Консультация для родителей «Агрессия ребенка. Причины и профилактика»

Агрессия - форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда человеку или другому живому существу. Условно агрессию у детей делят на враждебную - имеет единственную цель - причинени...

Консультация для родителей "Агрессия ребенка"

Консультация для родителей. «АГРЕССИЯ РЕБЁНКА»- Причина агрессии- Схематичное описание агрессии - Как быть? Что делать?...

Консультация для родителей «Речевая агрессия направленная на ребенка»

Консультация для родителей "Речевая агрессия напрвленная на ребенка"...

Консультация для родителей "Уроки добра: как реагировать на агрессию ребенка?"

          Любой родитель рано или поздно сталкивается с проявлениями агрессии у своего ребенка. Многие при этом не знают, как себя вести, как реагировать. Ругать и запр...

Консультация для родителей "Как справиться с агрессией ребенка дошкольного возраста?"

Агрессия – норма жизни?«Как справиться с агрессией ребенка дошкольника?»В писхологии под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам...