Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и ДОУ» март 2024
консультация (младшая группа)
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobr_2-3_g_razvitie_rechi.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - д/с «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»
Родительское собрание
«Развитие речи детей в условиях семьи и ДОУ»
Подготовила: воспитатель гр.№7
Н.В. Гостенина
Ковылкино
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;
• познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;
• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Ход родительского собрания.
1. Выступление воспитателя.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.
Этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи продолжается в период от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка. Главное не упустить этот момент.
МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ – обучение происходит через ИГРУ.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на др. занятиях художественно - эстетических (рисование, лепка) музыкальном; а так же вне занятий – в игровой деятельности; в повседневной жизни.
1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. Идёте домой из д/с или в д/с ПРОСЬБА разговаривайте с ребёнком, рассказывайте о чём ни будь, описывайте всё то, что видите (сейчас зима, холодно, идёт снег ….) или задавайте вопросы если ребёнок говорит (как прошёл день?, Чем занимался?, что кушал? И т.д.
И потом когда вы уже сами забудете о чём вы рассказывали малыш вам сам всё расскажет а вы будете удивляться откуда он всё знает?
Комментирование действий - это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова
2. На художественно - эстетических занятиях мы рисуем лепим на рисовании мы рисуем и карандашами и пальчиками. Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней ребенка, массажирует и стимулирует их. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.)
Надо сказать это самые любимые занятия детей и не обязательно рисовать только карандашом и на бумаге? Можно рисовать на снегу и песке палочкой во время прогулки, на запотевшем окне пальчиком если позволите.
Дома так же можно использовать крупы. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
Катать крупу между большим и указательным пальцами;
Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с
мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
дать прищепки из них можно много что сделать или крупы например фасоль и горох смешайте и пусть сидит как Золушка
3. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Провести несколько пальчиковых игр для родителей.
Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.
Мы морковку трем, трем… Кулачками трем друг о друга.
Мы капусту солим, солим… Щепотками.
Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Игра
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
4. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленное движение, т. е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Что же это такое – артикуляционная гимнастика?
Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи : язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.
Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.
Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:
- Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
- Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
- Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
- Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
- Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
- Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
- Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
- Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
- Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
- Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.
Проводится артикуляционная гимнастика для родителей.
О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей?
•С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей.
Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
В завершении нашей встречи хочется добавить - опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
Желаем вам успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...
Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколен...
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:-познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;-проанализировать...
Родительское собрание, «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Знакомство родителей с особенностями регового развития детей младшего дошкольного возвраста....
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи»
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...
Конспект нетрадиционного родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.2. Поз...