«Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Игонина Татьяна Алексеевна

Согласно ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность – это одна из ведущих видов деятельности в период дошкольного возраста, наряду с игровой и коммуникативной.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 комбинированного вида»

Консультация для родителей

на тему:

«Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего

дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

ИГОНИНА Т.А.

г.о. Саранск

Согласно ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность – это одна из ведущих видов деятельности в период дошкольного возраста, наряду с игровой и коммуникативной.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

Педагогу необходимо создавать в группе условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности воспитанников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: Как? Почему? Зачем? Что будет, если…?

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Благодаря опытам дети испытывают чувства радости и удивления от своих маленьких и больших открытий.

Для ребенка младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. У каждого воспитанника индивидуальные познавательные способности, которые обнаруживаются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения детей дошкольного возраста исследовательской деятельности направлены на развитие воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок непосредственно действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому основными в работе с детьми являются практические методы обучения: эксперименты, проекты, опыты.

Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения за неживой природой играют важную роль в системе подачи материала по познавательно-исследовательской деятельности.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на изучение предметов живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Опыт – один из интересных и любимых детьми видов деятельности, в котором происходит сочетание и беседы, и наблюдения. Также опыт способствует развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.

Неоспорим тот факт, что самый главный вид детской деятельности, позволяющий в непринужденной форме проводить исследовательскую деятельность - это игра.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В процессе эксперимента происходит следующее:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Происходит развитие памяти, активизируются мыслительные процессы.

• Совершенствуется речь.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.  Формируются трудовые навыки.

  Укрепляется здоровье за счет повышения общего

 уровня двигательной активности. В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка.

В игре 3-4- летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит ребенку экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия в этом возрастном периоде - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок стремится получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Дети с удовольствием исследуют свойства глины и песка; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: утонет ли резиновый мяч? как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками младшего дошкольного возраста, предполагает формирование у них представлений:

  • о различных материалах;
  • о природных явлениях;
  • о мире растений и животных;
  • о предметном мире.

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый и пр.).

Цель познавательно-исследовательской деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

  • расширение представления детей об окружающем мире;
  • развитие представлений о свойствах предметов, явлениях
  • окружающей действительности;  развитие мыслительных способностей (анализ, сравнение, обобщение).

Опыты и эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста отличаются достаточно простой структурой, что объясняется возрастными особенностями детей. Лучшим вариантом организации экспериментирования является разделение детей на подгруппы, чтобы каждый ребенок был задействован в том или ином опыте. В ходе эксперимента необходимо сочетание показа предмета с действиями ребенка по его обследованию (рассматривание, ощупывание, показ, определение запаха, цвета и пр.); также следует привлекать детей к сравниванию схожих и различных предметов и формулированию выводов эксперимента.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие моменты:

  • деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в групповом помещении и на прогулке длительностью не более 15 минут;
  • необходимо формировать у детей умение действовать самостоятельно, проявлять инициативу;
  • следует подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, развивать умение излагать свою точку зрения.

Познавательно-исследовательская деятельность также формируется на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом в виде игр и упражнений с предметами (пуговицы, песок, вода, и т.п.). В ходе игры с предметами дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов даёт возможность развивать мышление.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку любознательность, но и развить познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...

«Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету»

В данном проекте говорится о важности развития у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды....

«Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Наверное, каждый из участников, готовясь к сегодняшней встрече, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказать, с чего начать. Я хочу начать свое выступление со сл...

Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – ...

«Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период»

     Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решен...