«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.»
методическая разработка
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka-pered.doc | 312 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Папка-передвижка
«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.»
Родина, Отечество…
В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Эта тема стала приоритетным направлением в воспитании наших детей. Педагоги обращаются к основам народной жизни, к традиционной нравственности, чувству патриотизма, ярким страницам истории своей Родины. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В нашем современном мире экономический и социальный кризис породили обесценивание знаний, велико преимущество материальных богатств, происходит искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастает агрессия и озлобленность в обществе, пьянство, наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на их духовном и психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. Народную музыку необходимо включать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.
В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Включение устного фольклора: сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам, делают им подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Восприятие музыкальных образов вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В музыкальном репертуаре множество произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Помимо этого в разделе слушания музыки предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) отображается в тематических праздниках или развлечениях.
Планируя такие праздники, в работе с детьми требуются такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы с художественными образами музыкальных произведений.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомим с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на их знания, полученные на занятиях, дома и т. д.
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном детстве. Активная работа педагогов в детском саду способствует воспитанию истинных патриотов Родины....
Статья на тему "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Это яркие ...
Консультация для родителей «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.»
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. И эта тема является приоритетной для всех педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...