Памятка для родителей о возрастных особенностях развития речи 5-6 лет Советы родителям!!!!
консультация

Татьяна Николаевна Туркова

Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_razvitiyu_rechi_4.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

      МДАОУ  црр – д/с «Аленький  цветочек»

Памятка  для  родителей  

о  возрастных  особенностях  развития  речи  5-6  лет

Советы родителям!!!!

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/28/pamyatka_starshaya_gruppa.docx_image1.jpg

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки и т.д.

2. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

3. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Характеристика речи детей 5-6лет

Звукопроизношение: У ребенка шестого года жизни совершенствуется способность замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Словарь: в этом возрасте достигает 2500-3000 слов. Словарь обогащается и расширяется за счёт названия отдельных частей, деталей предметов, за счёт использования новых суффиксов, приставок, обобщающих слов. Ребёнок должен уметь подбирать противоположные по смыслу слова – существительные (вход – выход), прилагательные (хороший – плохой), наречия (быстро – медленно), глаголы (говорит – молчит). Уметь подбирать близкие по смыслу слова (ходить – идти, шагать, топать, вышагивать и т.д.).

Фонематический анализ и синтез: В этом возрасте ребенок может овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку, овладеть делением слова на слоги.

Грамматический строй: У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы они используют все основные части речи.        Ребёнок не допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует существительные при помощи суффиксов (учит – учитель, строит – строитель), образует прилагательные от существительных (ключ из железа – железный, банка из стекла – стеклянная).

Связная речь: более точная, выразительная и содержательная. Он должен без помощи взрослого передать содержание сказки, рассказа, мультфильма, картины. Дети должны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и т.д.

Примерные игры и упражнения на развитие речи

1. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли). Аналогично подбираем синонимы.

2. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон).

3. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка - угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

4. «Назови лишнее слово». Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

грустный, печальный, унылый, глубокий и т.д.

5. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.

6. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

7. «Волшебные очки»

Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье,

 «Чем отличаются предметы?», «Что общее?», «Подбери словечко», «Назови ласково», «Большой – средний – маленький», «Чей – чья – чье», «Сосчитай-ка», «Один – много – нет» и т.д.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам

Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....

Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:

как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Полезные советы родителям "Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад"

Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад...