Консультации для родителей
консультация

У любого родителя возникает множество вопросов об обучении и воспитании детей.

И на помощь в таких ситуациях приходят воспитатели и педагог-психолог ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения для дошкольников».

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач является метод кинезиологии.

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Эти упражнения позволяют :

— создавать новые нейронные связи;

— улучшать концентрацию внимания, память, пространственные представления;

— гармонизировать работу обоих полушарий мозга;

— улучшать зрительно-моторную координацию;

— тренировать периферическое зрение, которое необходимо для беглого чтения;

— управлять своими эмоциями и многое другое.

Рекомендации по применению:

        -Занятия можно проводить в любое время;

        -Систематичность выполнения, ежедневно, без пропусков;

        -Постепенное увеличение темпа и сложности;

   -Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

        -Требуется точное выполнение движений и приемов;

        -Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

        -Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до

20 – 35 минут в день.

            -Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании.

Виды кинезиологических упражнений:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  •  Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  •  При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Это важно! Используйте кинезиологические упражнения со своим ребенком дома. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему ребёнку более четкую инструкцию по выполнению каждого задания.

Кинезиологические физминутки и упражнения

Упражнение «Ухо – нос»

        Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Упражнение «Змейка»

        Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Колечко»

        Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

        Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь).

Упражнение «Лезгинка»

        Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положения.

Дыхание важно не только с точки зрения физиологии. Помимо предоставления кислорода каждой клеточке детского организма, оно также помогает развить производительность действий и самоконтроль у ребенка.

Дыхательные кинезиологические упражнения для дошкольников не трудные, но очень полезные.

«Задуть свечу»

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно сначала задуть большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объём воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

«Качание головой»

 Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

Рисование двумя руками

1. Начинаем с рисование линий, точек. Потом можно учить рисовать круги, овалы, волнистые линии, простые предметы (капельки, снежинки, травку и пр).

В данном процессе важно, чтобы задействованы были обе руки одновременно, а качество рисунка в этом возрасте — не имеет значения.

2. Использование щипцов, ложек и др. подручных материалов.

С помощью щипцов учим ребенка захватывать предметы обеими руками одновременно (по началу допустимо и попеременно). С помощью двух ложек, например, учим пересыпать сыпучие предметы из емкости в емкость, переливать жидкость из стакана в стакан.

3. Строим башенки.

Материал можно подобрать любой — хоть конструктор, хоть обычные крышечки из-под пюре.

После продолжительного выполнения кинезиологических упражнений, результат порадует любого родителя. Основная их польза заключается в том, что развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

  

  

.

2024г.

Консультация для родителей

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. »

В. А. Сухомлинский

По мнению ученых, самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятия, мышление, внимание.  Специалисты рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. То есть, стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Начинать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

При  организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используйте разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, используйте разнообразные приемы:

  • пальчиковая гимнастика
  • показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «зайка», и др.) которыми сопровождается чтение потешек, сказок.
  • конструирование из счетных палочек
  • лепка из соленого теста, пластилина или глины
  • разрывание бумаги на мелкие кусочки
  • сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги
  • выкладывание из камушков и ракушек на бумаге декоративных узоров, букв, геометрических фигур
  • «нанизывание» бус и пуговиц на леску, тесьму или проволоку
  • завязывание бантов и узлов
  • перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, фасоль, горох, бобы, пшено, гречка и т. д.),сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки шерстяной или хлопковой пряжи в клубки

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет, рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).

Самомассаж кистей рук и пальцев

- Массаж пальцев.

Массаж пальцев начинают с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками») .

- Массаж ладонных поверхностей.

Массаж проводится каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

- Массаж грецкими орехами.

Предлагается: а) катать два ореха между ладонями.

б) прокатывать один орех растопыренными пальцами ведущей руки.

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

- Массаж «четками».

Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. В это время можно считать количество «четок» в прямом и обратном порядке.

Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие.

Аппликация.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Игры-шнуровки

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками.. Например, ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика),к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Также это могут быть: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Или изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых интересных видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Таким образом, упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. То есть развивая пальцы рук , мы развиваем речь и мышление ребенка.

+❤ В Мои закладки

Приложение

Пальчиковые игры

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят

в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

Засолим капусту

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.


Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать
. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

Прогулка


Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли (ладошки под щечку).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятки для родителей будущих первоклассников

Слайд 2

Подготовка к школе. Успехи в учебе, помимо учебных умений и навыков, зависят от многих важных моментов в жизни ученика: стабильный режим дня, полноценный сон, рациональное здоровое питание, позитивное отношение к окружающим людям, стремление к успеху, наличие жизненно важных целей.

Слайд 3

Чему необходимо научить ребёнка Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможе т реализовать себя. Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Ребенка надо учить объяснять собственное поведение . Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается. Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности .

Слайд 4

Чему необходимо научить ребёнка Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!» Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый». Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться.

Слайд 5

Чему необходимо научить ребёнка Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т.д. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка. Не бояться неудач . Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Слайд 6

Правила хорошего тона во время беседы Уважаемые родители! Надеемся, эти правила этикета, с Вашей помощью, будут усвоены детьми. Во время беседы неприлично: говорить о человеке в его отсутствии; выпячивать своё «Я»; шептаться в компании; прерывать разговор (если нужно что-то срочно спросить, то следует перед этим извиниться); разговаривать с дальнего расстояния: через стол, через коридор, через улицу; во время беседы смотреть на потолок, в сторону, на часы.

Слайд 7

Советы родителям Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого, ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

Слайд 8

Советы родителям Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна. Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной, он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Не возможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

Слайд 9

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”. Не отправляйте ребенка в школу без лёгкого завтрака – за полчаса до выхода из дома хотя бы напоите его сладким чаем. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

Слайд 10

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Встречайте ребенка после школы спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться(вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет. Имейте ввиду, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Слайд 11

Помощь родителей в период адаптации ребёнка к школе. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей. Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

Слайд 12

Помощь родителей во время адаптации ребёнка к школе Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец полугодия, первая неделя после зимних каникул, середина третьего триместра. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Слайд 13

Как поддержать самоценность ребёнка? Безусловно, принимайте ребенка! Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях. Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.) Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех. Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку. Конструктивно решайте конфликты. Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова. Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

Слайд 14

Советы родителям. Нельзя, чтобы у дошкольника не было обязанностей. Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается). В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».

Слайд 15

Наказывая ребёнка, пожалуйста, помните: Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение. Не стоит читать длинных нотаций. Не нужно впоследствии напоминать о проступке. Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить». Разговор о проступке следует вести только наедине. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите ребёнка уступать, признавать ошибки и поражения.

Слайд 16

Если ребёнок провинился… Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай!», скажите лучше: «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду». Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не – «Ты плохой», а – «Ты поступил плохо». После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него.

Слайд 17

Если ребёнок провинился… Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Ясно определите, что Вы хотите от ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. Не показывайте готовых решений. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?» Не угрожайте: «Если ты ещё раз сделаешь – ты у меня получишь». Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.

Слайд 18

10 заповедей для родителей Ребенок – это праздник, который всегда с Вами! Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, или таким, так Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 2. Не требуйте от ребенка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь – как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, «что посеешь, то и пожнёшь». 4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижайте!

Слайд 19

10 заповедей для родителей Ребенок – это праздник, который всегда с Вами! 6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке. 7. Не казните себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Ругайте себя, если можете, но не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё. 8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня. 9. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали Вашему. 10. Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!



Предварительный просмотр:

Психолог советует

Консультация для родителей: «Учим ребенка проигрывать»

Дети сталкиваются с поражениями на разных этапах взросления. Однако обычно они не умеют проигрывать, поскольку взрослые настраивают их только на победу. В таком случае даже незначительная неудача для ребенка может превратиться в проблему. Что же делать с разочарованием, злостью, стыдом, которые появляются из-за нереализованных замыслов? Как воспитывать у ребенка умение работать над собственными неудачами, самосовершенствоваться и адекватно реагировать на поражения?учим ребенка проигрывать, консультации психолога для родителей в детском саду, консультации родителям психолога доу

Каждый ребенок хочет, чтобы его ценили и хвалили, в частности, родители. Поэтому переживание любых собственных неудач является для него довольно болезненным. Ребенок школьного возраста не слишком эмоционально выражает реакцию на ситуацию неуспеха, сдерживается. Однако, ребенок дошкольного возраста может плакать, кричать и даже вести себя агрессивно.

Первой реакцией ребенка на ситуацию неудачи является протест, ведь он прилагал усилия, старался. Именно поэтому задача родителей в таком случае - научить ребенка правильно реагировать на поражения, осознавать их и преодолевать.

Обычно родители стремятся воспитывать своего ребенка победителем, с детства настраивают его на успех, получение первенства во всех сферах жизни. Однако, иногда, ребенок ошибается, а родители не всегда готовы признать его неудачи и вместе их преодолеть.

Во время ситуаций неуспеха детей дошкольного возраста родителям следует придерживаться такой последовательности действий: предоставить возможность ребенку выразить негативные эмоции, а затем поддержать его, посочувствовать.

Основная помощь для ребенка, который переживает неудачу, - это «проговаривание» родителями его образов, то есть принятие ими его боли и страданий. Таким образом ребенок понимает, что его услышали, признали его право на ошибку и на то, чтобы через нее расстраиваться. Также важно, чтобы ребенок в полной мере испытал свое разочарование. Для этого не следует его успокаивать, ругать или высмеивать.

Родителям следует учить ребенка достигать цели, прилагать усилия, но не стоит требовать от него только лучших результатов. Независимо от ситуации успеха/неуспеха, ребенок должен чувствовать, что его любят и поддерживают. Если результат работы ребенка не оправдал ожиданий родителей, все равно стоит похвалить его за то, что он старался, работал.

Часто родители не могут найти общий язык с детьми только потому, что имеют разные типы темперамента. Если, например, отец - лидер во всех сферах, его сын не обязан быть таким же активным. И требовать этого от ребенка не стоит.

Отношение родителей к победам и поражениям ребенка

Каждому ребенку присущ инстинкт выживания. Поскольку его выживание зависит от родителей, он пытается делать все, чтобы им нравиться. То есть ребенок становится отражением отношения родителей к нему. Если взрослые не верят в способности своего ребенка, он это чувствует и становится пессимистом. В таком случае ему сложно достичь любой цели или выполнить даже простую задачу, потому что он заранее уверен, что у него ничего не получится.

Иногда родители бессознательно способствуют формированию у ребенка комплекса «победа при любых условиях». Во время организованных соревнований такие родители открыто демонстрируют, какое важное значение они придают победе. Ребенок понимает, что он не может просто принять участие в игре, посоревноваться, - он должен максимально «выложиться», чтобы одержать победу для родителей. Именно поэтому поражение превращается для ребенка в трагедию, которую он может переживать в течение длительного времени. В целом игра является удачным способом помочь ребенку овладеть навыками адекватного реагирования на ситуации успеха/неуспеха.

Чтобы ребенок быстрее преодолел расстройство, можно предложить ему нарисовать это чувство на бумаге. Во время рисования ребенок должен представить размер образа, его цвет, форму и тому подобное. Затем рисунок можно порвать на клочки и выбросить или уничтожить любым способом.

Итак, родителям следует учитывать, что дети перенимают их отношение как к ситуации успеха/неуспеха, так и к жизни в целом, а также копируют их поведение. Особенно сложно пережить ситуацию проигрыша ребенку дошкольного возраста, поскольку он не умеет сдерживать эмоции, не имеет навыков адекватного реагирования на поражение. Именно поэтому родителям стоит учить этому ребенка, а также высказывать ему поддержку, сопереживать.

Советы родителям по овладению детьми навыками адекватного реагирования на ситуацию успеха/неуспеха

- Предоставьте ребенку возможность самостоятельно решать сложные ситуации

- Обязательно поддерживайте ребенка чтобы он чувствовал, что вы рядом, и прислушался к вашим советам.

- НЕ высмеивайте неудачи ребенка, какими мелочными они вам не казались бы. При любых обстоятельствах оставайтесь на стороне ребенка.

- Расскажите ребенку о своих поражениях, ошибках, переживаниях, которые Вас сопровождали. Однако не следует ассоциировать свои неудачи с неудачами ребенка.

- Поощряйте ребенка к принятию позиции другого человека, к анализу собственных эмоций и т. п. Так он сможет взглянуть на себя со стороны, понять переживания других.

- Помните, что проигравший - не жертва. Не спешите утешать ребенка - возможно, он и не собирался страдать. Лучше акцентировать внимание на том, что во время игры, соревнования, конкурса всем было весело и интересно.

- Не делайте вид, будто ничего не произошло. Если после поражения ребенка никак на это не отреагировать, он может подумать, что произошло что-то настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить.

- Подождите, пока пройдет первое разочарование ребенка из-за поражения. После этого предложите обсудить, что на этот раз ему не удалось. Также можно проанализировать приемы, которые применяли победители.

- Не сравнивайте своего ребенка с другими, более успешными детьми или теми, кого тоже постигла неудача.

- Учите ребенка уважать чувства других. Обязательно похвалите его, если он отличился, преуспел. Однако обратите его внимание на детей, которые проиграли и поэтому расстроились. Объясните, что не стоит перед ними гордиться своей победой, лучше подбодрить их.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Кто он «проблемный ребенок? Как с ним быть?»

Только в книгах любят Тома Сойера. А в жизни таких детей, не любят ни в детском саду, ни в школе.

Какой ребенок обычно является «проблемным»? Конечно, чаще всего – это дети с нарушениями поведения. О них и пойдет речь.

В целом нарушения поведения имеет в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость центральной нервной системы.  

Одним из наиболее популярных методов работы с такими детьми является психотерапевтический. Сам по себе данный вид работы не способен изменить поведение, данные занятия могут лишь «раскачать» ситуацию, выявить истинную проблему, лежащую в основе возникшего осложнения. Дальнейшая работа ложится на плечи тех взрослых, которые проводят с ребенком каждый день, т. е. на его родителей и воспитателей. Психолог же задает основное направление этой работы, определяет общую тактику, регулирует ход воспитательного процесса, оказывая постоянную консультативную помощь.

К детям с нарушениями поведения относят:

  1. Агрессивных;
  2. Вспыльчивых;
  3. Пассивных;

1. Многим маленьким детям свойственна агрессивность. 

Выделяют две наиболее частые причины агрессии:

- боязнь быть травмированным, обиженным;

- пережитая обида, или душевная травма.

Выделяют:

-  физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);

- вербальную агрессию (оскорбляют, дразнят, ругаются).

В таких случаях тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Первым шагом является попытка сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это легче сделать, чем в отношении вербальной. Надо показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Подвергнуть его поступок суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Иногда можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если ребенок, оскорбляет других детей, то взрослый должен посоветовать им, чем ответить.

2. Вспыльчивые дети те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют.

Такие приступы необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами. Очень важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций.

3. Пассивные дети. Часто взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.

Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое поведение, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Необходимо помочь ребенку, приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми – и, сверстниками и взрослыми.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать»

 

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает.

С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в "Ладушки", помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

С 10 месяцев до 1,5 лет развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

(загибаем пальчики)

От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)

  • Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
  • Сложить ладони и разводить пальцы рук.
  • Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
  • Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
  • С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
  • По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
  • Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
  • Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
  • Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
  • Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

  • плетение;
  • лепка (из пластилина, глины);
  • нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
  • различные игры – шнуровки;
  • конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
  • мозаики;
  • вырезание из бумаги и картона;
  • вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:

«Сидит белка...»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

 

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

 



Предварительный просмотр:

Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе на тему                                                                                "Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе"

Уважаемые родители! Я  рада Вас приветствовать на нашем собрании.

 Ребята в этом году перешли уже в подготовительную  группу. Это значит ребята скоро пойдут в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.

 Мы  поговорим о готовности к школе.

Существует несколько видов готовности ребенка к школе:

  1. Психофизиологическая готовность
  2. Психолого-педагогическая готовность
  3. Социально-личностная готовность.

Поговорим подробней о психофизиологической готовности. 

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это   потому, что детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая готовность ребенка к школе. Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость.

Большое значение имеет развитие крупных движений у  будущих первоклассников.

При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а так же в общении со своими сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений – один из важных показателей степени подготовленности к школе.

Игры и упражнения для развития крупной моторики:

  • Любые подвижные игры, как на улице, так и в помещении (игры в мяч, со скакалкой, обручем).
  • Занятия танцами, аэробикой.
  • Езда на велосипеде, самокате.
  • Попадание в цель различным предметами (мячом, кольцами).
  • Лазанье по канату, турникам, по снежным горам, по горам из подушек и одеял.
  • Ходьба по досточкам, по кривым дорожкам, полоса препятстви

У  будущего первоклассника, должна быть достаточно развита тонкая координация движений. Именно с этими способностями связано обучение письму.

поговорим поподробней о развитии мелкой моторики и о подготовке руки к письму.

Высокий уровень развития мелкой моторики – это одна из самых важных предпосылок успешного обучения. Но у многих детей 6-7 лет это умение сформировано недостаточно.

Для проверки уровня развития мелкой моторики можно использовать задание «Езда по дорожке» (Приложение 1). Попросите ребенка «проехать по дорожке», соединив, к примеру, машинку и дом. (Демонстрация теста)

Результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы дорожки, если карандаш отрывался от бумаги не более трех раз, и если отсутствуют нарушения линий. Результат оценивается как низкий, если имеется три и более выхода за пределы дорожки, а так же если есть ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая или наоборот с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, с многократным проведением по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, то используйте оставшееся время для укрепления руки и развития моторики. В этом вам поможет комплекс упражнений и методика Т.В.Фадеевой (Приложение 2).

Теперь поговорим о психолого-педагогической готовности.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Произвольное поведение – это умение слушать и умение слушаться.

Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

Произвольность проверяется тестом «Графический диктант». Ребенку предлагается нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя словесной инструкции.

Формируйте у ребенка произвольное поведение – умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам.

В этом могут помочь, например, следующие игры:

- конструирование

- игра «Да и Нет не говорить»

- игра «Поймай букву»

- игра «Шифровки» и т.п.

Так же следует обратить особое внимание на развитие внимания, мышления и памяти.

ВНИМАНИЕ

Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе.

Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:

- игра «Что изменилось?»

- игра «Найди отличия»

- игра «Опиши соседа»

- игра «Сделай как я» и т.п.

МЫШЛЕНИЕ

Для развития мышления можно использовать такие игры как:

- игра «Поиск противоположного»

- игра «Поиск аналогов»

- игра «Назови одним словом»

- игра « 3-ый лишний» и т.п.

ПАМЯТЬ

Для развития памяти можно использовать такие игры как:

- игра «Что исчезло?»

- игра «10 слов»

- игра «Фотоаппарат»

Сейчас коротко о социально-личностной готовности.

Социально-личностная готовность ребенка заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника.

Формируйте у ребенка мотивацию к учению, рассказывайте о школе (и положительные и отрицательные моменты), рассказывайте о требованиях школы, развивайте коммуникативные навыки, учите ребенка правильно реагировать на неудачи, на замечания учителей и т.д.

Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в те игры,

Игра «Давайте познакомимся» (если позволит количество человек)

По очереди передавать мячик и называть то, как вас называли родители в детстве.

Игра «Черный ящик или что спрятано?»

Ваша задача угадать, что спрятано в коробке, используя наводящие вопросы, на которые я могу отвечать только односложно ДА и НЕТ.

Игра «Пантомимы» (показать без слов предмет)

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!

На этом наша с вами встреча закончена. Желаю вам успехов! До новых встреч!

Упражнения, облегчающие обучение письму

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму полезна методика Т.В.Фадеевой.

Упр.1 Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем – на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упр.2 Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упр.3 Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, что бы ручка не опускалась ниже большого пальца.

Упр.4 На столе лежат 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол.

Упр.5 Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по столу.

Упр.6 Один конец ручки дети зажимают средним и указательным пальцами правой руки, при этом другой конец направлен от груди. Перевернув ручку, дети вкладывают ее в левую руку свободным концом. Затем вкладывают в правую руку.

Упр.7 Это упр. напоминает перекатывание мячика в руках. Зажать карандаш между ладоней и катать его вверх-вниз по ладоням.

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
  3. Занятия с пластилином
  4. Занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов
  5. Игры с мозаикой: составление картин п образцу и самостоятельное придумывание сюжетов
  6. Вырезание ножницами
  7. Рисование различными инструментами и материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью
  8. Работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация
  9. Графические упражнения: штриховка-обводка, штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывными движениями руки, дорисовывание предметов
  10. Раскраски

Советы для родителей будущих первоклассников

Обязательно хвалите ребенка за то, что ему хорошо удается.

Помогайте ребенку преодолевать его слабости.

Развивайте любовь к чтению.

Интересуйтесь школьными новостями.

Помогайте ребенку в учебе.

Дружите с учителями.

Научите детей отдыхать.

Не забывайте о важности игры!

Диагностика физиологической (физической) готовности

1. Изучение особенностей зрительно – моторной координации (исследование координации движений руки) «Езда по дорожке»

Инструкция: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке - образце взрослый показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге; иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Анализ результатов.

Высокийуровень - если отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии.

Низкий уровень - три или более выхода за пределы «дорожки», а также, если в этом задании или в рисунке имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту).

В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Методика «Графический диктант».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...